Как кукла Барби попала в рейтинг самых влиятельных женщин 2023 года по версии Forbes

30798

За свои 64 года Барби успела попробовать себя в 250 профессиях, в том числе во множестве «неженских»

Фото: Depositphotos/JuliaGrin

Барби ― это первый вымышленный персонаж, попавший в рейтинг самых влиятельных женщин мира по версии Forbes USA, за всю историю его существования. Кроме нее, в список входят 99 реальных женщин. Этот выбор необычен и может показаться неоднозначным, особенно в год войн, экологических катаклизмов и продолжающегося наступления на права женщин по всему миру. Но редакция Forbes USA решила включить Барби в свой список, потому что кукла борется с настоящими, а не вымышленными проблемами, пишет Forbes Russia.

Барби в 2023 году перестала быть просто куклой. Благодаря фильму Греты Гервиг от Warner Bros. из игрушки, которая вдохновляла девочек и их матерей на протяжении нескольких десятилетий, она стала символом борьбы за права женщин. В текущем году женщины нуждались в таком символе как никогда раньше. И явилась Барби. Спустя почти 65 лет после своего «рождения» 29-сантиметровая кукла находится на пике карьеры.

«С такой фигурой сложно не считаться, ― говорит Лиза Макнайт, директор по маркетингу Mattel, управляющая брендом Барби по всему миру. ― Она стала катализатором целого движения. Барби сегодня на высоте».

Лиза Макнайт говорит это, полностью осознавая, что Mattel, ее работодатель, ― непосредственный бенефициар перерождения карьеры Барби. Оценить влияние куклы непросто, однако после того как вышла кинолента «Барби», в третьем квартале 2023 года объемы продаж куклы подскочили на 16%, до $605 млн (по сравнению с тем же периодом 2022-го). В аналитическом агентстве Euromonitor International говорят, что эффект не ограничивается одной только корпорацией Mattel: к 2027 году Барби может подстегнуть рост продаж различных кукол до отметки $14 млрд. А это рост на 16% не только для нее самой, но и для других похожих игрушек.

В общемировом прокате фильм «Барби» заработал $1,4 млрд ― этого вполне достаточно для того, чтобы автор фильма Грета Гервиг вошла в учебники истории как первая женщина-режиссер, снявшая кинохит «на миллиард». Киноленту так много обсуждали, что это вызвало недовольство у ведущих консервативного телеканала Fox News, а во время ажиотажа вокруг премьеры институт цвета Pantone назвал насыщенный розовый (любимый цвет Барби) цветом года.

Статусом влиятельной женщины Барби может похвастаться и в социальных сетях. У нее свыше 5 млн подписчиков в TikTok и Instagram и почти 12 млн — в YouTube.

Все возможно для Барби

В 1959 году, когда Барби только появилась на свет, в некоторых штатах Америки контрацептивы были вне закона, женщины не могли брать кредиты в банках и даже открывать счета без подписи мужа или отца. Если бы подобное разрешение требовалось сегодня, то участницы рейтинга Forbes, такие как генеральный директор Citigroup Джейн Фрейзер (№7), руководитель Oracle Сафра Катц (№17) или президент биржи Nasdaq Адена Фридман (№43), не смогли бы управлять фирмами, финансами, фондовыми биржами.

Но для Барби в те годы открывались любые двери. Когда-то Рут Хэндлер создала куклу, чтобы показать своей дочери, что та может мечтать о жизни, не ограниченной только воспитанием детей. Барби успела поработать в 250 различных профессиях, став предпринимательницей, кандидатом в президенты США, архитектором и астронавтом. Сегодня об этом легко забыть, особенно учитывая критику, до сих пор звучащую в отношении Барби и ее создателей: ее обвиняют в том, что кукла с нереалистичной осиной талией формирует у девочек нарушения в восприятии собственного тела.

По словам Коллин Кирк, преподавательницы Нью-Йоркского технологического института, изучающей поведение потребителей, Барби сыграла немаловажную роль в формировании взглядов современных девочек на то, кем они могут стать в будущем. Играя с куклой, девочки находят себе новую идентичность. «Почему получается, что одна говорит: «Этот астронавт ― я, этот хирург ― я?» Дело ведь не в самой игрушке. Дело в том, что Барби может отражать наши собственные устремления. Проецировать на куклу самих себя могут женщины любого возраста, и это крайне важно», — объясняет она.

Хитом продаж линейка Барби была отнюдь не всегда. В 2014 году продажи куклы упали до исторического минимума. Тогда во вселенной Барби появилась инклюзивная линейка ― это была попытка реабилитировать ее. Лиза Макнайт говорит, что Барби как «вдохновляет культуру», так и «является ее отражением». Чтобы быть успешной, Барби должна соответствовать времени, и сегодня, когда стандарты красоты и роль женщин в обществе меняются, меняется и Барби.

Но по мере того как влияние Барби усиливается, влияние женщин в мире ослабевает. Американки по-прежнему пытаются прийти в себя после отмены решения по делу «Роу против Уэйда» (историческое решение Верховного суда США относительно законности абортов). На Ближнем Востоке женщины подвергаются насилию, а в Замбии, Мали, Бангладеш и Пакистане они страдают от экстремальных изменений климата. Через 43 года после того, как первым в мире президентом женского пола стала Вигдис Финнбогадоуттир из Исландии, женщины по большей части остаются на периферии мировой политики. Они занимают всего два высших политических поста: Урсула фон дер Ляйен возглавляет Европейскую комиссию (№1 в списке самых влиятельных женщин по версии Forbes USA), а Джорджа Мелони является премьер-министром Италии (№4 в списке самых влиятельных женщин по версии Forbes USA).

В 2019 году Барби даже расширила свои знания в области бизнеса, посетив площадку для проведения мероприятий Forbes на Пятой авеню в Нью-Йорке. 

К Барби готовы

Из-за ущемления прав женщин по всему миру зрители как никогда ранее оказались готовы к просмотру фильма о Барби, и совсем неудивительно, что они приняли его с воодушевлением. Взять хотя бы сюжет ленты (осторожно, спойлеры): мир, которым управляют женщины, захватывают мужчины, которые вводят регрессивные гендерные нормы. Женщин отстраняют от власти, но они не смиряются и дают отпор, попутно объясняя мужчинам, насколько жизнь лучше, если у руля находятся именно они. К финальным титрам власть женщин восстановлена.

«Чувствовать себя частью общего единения, которое произошло летом, и делиться ощущениями с дочерью — это что-то невероятное, ― признается Диана Суонк, главный экономист американского подразделения консалтинговой компании KPMG. ― Но этого недостаточно». Она надеется, что в последующие годы тренд будет касаться уже не только фильма «Барби». «Я вижу молодых женщин, стремящихся вернуть себе права, которые у них отняли. Немаловажно и то, что они знают, в чем заключена их сила, ― поясняет Суонк. — Они говорят: «Как ты смеешь отнимать это у меня?» Это уже другой аргумент. И я думаю, что это мощная позиция, потому что нельзя стереть из памяти то, с чем люди себя соотносят».

Редакция Forbes USA понимает, что Барби не под силу вернуть американкам репродуктивные права, снова открыть школы для девочек в Афганистане, наделить свободой жительниц Ирана или спасти женщин в Газе и Украине. Сделать это могут только женщины в политике, экономике и международных организациях. Зато своим умением вдохновлять Барби может дать голос тем, кого не слышат, и придать сил тем, у кого их не осталось.

Барби ― гораздо больше, чем просто пластиковая игрушка. Именно поэтому она занимает 100-ю строчку в рейтинге самых влиятельных женщин по версии Forbes USA.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить