Казахстанские учёные раскрыли тайну кургана Амира Темура

32610

Он находится на сопке Алтыншокы в Улытауской области

Курган-обо, построенный воинами Амир Темура на сопке Алтыншокы (Улытау)
Курган-обо, построенный воинами Амир Темура на сопке Алтыншокы (Улытау)
Фото: архив Эммы Усмановой

Курган-обо на сопке Алтыншокы в Улытауской области Казахстана, воздвигнутый по велению Амира Темура, был сложным теплотехническим сооружением. Рядом с ним был найден камень с надписью, посвященной кыпчакскому походу полководца против хана Тохтамыша в 1391 году. Об этом известный казахстанский археолог Эмма Усманова рассказала в ходе лекции «Амир Темир и тайна холма Алтыншокы», организованной в Шымкенте мультиплатформенным научно-образовательном проектом Qalam Global.

Открытия сделаны в результате пятилетней совместной работы специалистов Карагандинского университета имени академика Е. А. Букетова с геологами, ботаниками, химиками, дендрохронологами и топографами из Литвы, США и Узбекистана.

«Сопка Алтыншокы находится северо-западнее гор Улытау, в 40 км к западу от трассы Жезказган –Аркалык. Впервые ее обследовал в 1935 году казахстанский геолог, будущий академик АН СССР Каныш Сатпаев. Там был обнаружен камень с посвятительной надписью на арабском и чагатайском языках времен Амира Темура. Осенью 1936 года по решению Академии наук СССР в горы Улытау направили научную экспедицию с целью доставить камень в Эрмитаж. Ленинградским востоковедам помогал Сатпаев, работавший в то время начальником геолого-разведочного отдела Карсакпайского комбината», – рассказала Эмма Усманова.

Эмма Усманова
Эмма Усманова
Фото: © Сергей Алексеенок

Многие годы ученые думали, что курган-обо использовался как плавильная печь. Однако во время лекции Эмма Усманова рассказала, что при детальном исследовании на вершине Алтыншокы ученые обнаружили остатки теплотехнического устройства – следы воздуходувных каналов в виде проколов на насыпи.

«Курган-обо был построен как теплотехническое сооружение с целью создания мощного огня. Сооружение не использовалось для проведения металлургических процессов. Предлагается интерпретация комплекса как ритуального объекта типа обо, специально сооруженного в ландшафте военного конфликта Темура против Токтамыша. Курган может считаться как ритуальный объект», – говорит казахстанский археолог.

По словам лектора, будучи не потомком Чингисхана, Амир Темур мечтал прославиться как он и повторить могущество Монгольской империи. Темур создал свою собственную империю, которая включала в себя территории современного Ирана, Кавказ, Месопотамию, Афганистан, большую часть Средней Азии, части современного Пакистана, Сирии и Турции.

Остатки теплотехнического устройства на вершине Алтыншокы. Воздуходувные каналы
Остатки теплотехнического устройства на вершине Алтыншокы. Воздуходувные каналы
Фото: архив Эммы Усмановой

«Возможно, при сооружении обо им двигала наследственная память монгольской культуры ритуалов и желание поклониться духу «потрясателя Вселенной» Чингисхану, воинской славе которого он следовал. Обо было построено по всем правилам сакрального кода поклонения духам предков и культа священной Горы. Во-первых, в местности Улытау, где начинались владения чингизидов Золотой Орды, во-вторых, Улытау – родовая и великая гора, почитаемая джучидами-чингизидами, в-третьих, с вершины Алтыншокы открывается обзор горной гряды Улытау, в-четвертых, сезон постройки обо – весна (апрель) – время поклонения духам предков. Само по себе строительство обо – это элемент сакрализации особо почитаемой территории», – отмечает Эмма Усманова.

Она напомнила, что культ обо (монг. «obuya» – насыпь) входит у кочевников в систему шаманистических, или квазирелигиозных, ритуалов поклонения священной Горе, которые были связаны с культом поклонения духам предков, местности и военно-политических предводителей. «Обо на сопке Алтыншокы было построено в контексте сакрального кода в местности Улытау, где начинались владения чингизидов Золотой Орды», – дополнила она.

Эмма Радиковна Усманова – известный казахстанский археолог и исторический реконструктор. Признанный во всём мире специалист по андроновской культуре эпохе бронзы на территории Евразии, костюму эпохи бронзы и культуре номадов. Ведущий научный сотрудник Сарыаркинского археологического института Карагандинского университета имени академика Е. А. Букетова. Также является научным сотрудником ряда казахстанских и зарубежных высших учебных заведений. Руководит Лисаковской археологической экспедицией. Является автором и главным организатором ежегодного Международного фестиваля древних технологий и культурных коммуникаций Desht-Thor. Деятельность ученой отмечена знаком «Почетный работник культуры Республики Казахстан». Она почетный гражданин города Лисаковска, лауреат премии Ч. Валиханова в области гуманитарных исследований, победитель международной премии Scopus Awards 2023.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить