Вышел в свет августовский номер журнала Forbes Kazakhstan

По традиции новый выпуск издания представляет его главный редактор Аскар Аукенов

Не помню точно, когда окончательно решил отказаться от мысли стать автовладельцем. Изначально, как любой выходец из советского прошлого, я нес в своем сознании стереотип, что обладание автомобилем является одной из главных составляющих успеха, престижа и достатка. И в тот момент, когда стал зарабатывать достаточно, чтобы задуматься о приобретении авто, подобные мысли стали регулярно посещать мою голову. Тому способствовали друзья, которые активно уговаривали меня присоединиться к клубу автолюбителей, убеждая, как это здорово – вместе ездить на природу, наслаждаться свободой и скоростью. Мне самому нравился вид новеньких авто, мысленно я уже выбирал себе модель, представляя, как круто буду смотреться за рулем. В детстве меня учил водить отец, друзья в студенческие годы брали на автодром, а позднее давали «порулить» во время поездок на рыбалку. Но я так и не «обратился».

Во-первых, в какой-то момент задумался, что, возможно, мне вообще не стоит управлять транспортным средством. В пользу этого говорили «стукнутая» отцовская машина, разбитый на отдыхе арендный мопед и сломанное ребро после гонок на безобидном карте. Кроме того, я всегда слишком ценил собственный душевный комфорт и спокойствие. Видя, как нервничают знакомые, будучи за рулем, – из-за усиливающихся пробок, нерадивых участников движения, алчных дорожных полицейских, автоворов, отсутствия парковок, – осознал, что это для меня слишком большая цена. Периодически чувствуя себя из-за этого немного гиком.

Сегодня я наблюдаю, как в сферах автоиндустрии, городской мобильности, общественного отношения к автовладению происходит настоящая революция. Прежде всего это касается стремительного распространения электрокаров. Еще каких-то 15 лет назад журналистам в зарубежных пресс-турах показывали экспериментальные авто на электрической тяге, имевшие экзотичный вид и стоившие безумные деньги. Теперь Tesla – предмет культа, законодатель мод в индустрии. По данным BCG, доля мирового рынка электрифицированных транспортных средств выросла с 8% в 2019 году до 12% в 2020-м. К 2026 году на электрокары будет приходиться более половины продаваемых в мире легковых авто.

Другой тренд – автомобиль превращается в айфон на колесах. Раньше реклама подчеркивала агрессивный дизайн, мощность двигателя и спортивные настройки выхлопной системы. Нынешние потребители придают значение персонализации, экологичности и практичности. Эксперты считают, что будущее автомобилестроения – машины на основе ПО, которое можно настраивать и обновлять, как у смартфонов. Оно будет распознавать пожелания потребителей (например, рекомендовать музыку или дистанционно охлаждать дом перед приездом). Такое ПО должно включать в себя функции автономного управления автомобилем и предотвращения аварийных ситуаций. Подобно IT-компаниям, автоконцерны научатся собирать обширные массивы данных о водителях, пассажирах, их передвижениях и привычках, о состоянии самого авто. С помощью интернета машины будут взаимодействовать друг с другом.

Еще тренд – люди начинают сомневаться в целесообразности покупки авто. В Пекине бесплатный велопрокат стал настолько популярен, что многие горожане вовсе перестали пользоваться автомобилями. Ненужные авто выстроились вдоль дорог, усилились заторы. В мире быстро растет количество электросамокатов и их сервисов. Пока пандемия сыграла на руку автопроизводителям – ведь внутри авто ты чувствуешь себя более защищенным, к тому же некоторые использовали на приобретение машины деньги, отложенные на путешествия. Однако удобные экосистемы, дающие возможность быстро добраться до нужного места на разных видах транспорта – общественном наземном и подземном, электросамокатах и электровелосипедах, – вполне могут побудить многих отказаться от вождения, по крайней мере в городах.

Помимо уже популярного каршеринга с ростом экономики совместного пользования и услуг по подписке, от Airbnb до Netflix, появление подписки на авто было лишь вопросом времени. Потребитель вносит ежемесячную плату, в которую включены техобслуживание, ремонт, помощь на дороге, регистрационные сборы, страхование и налоги. Чем дольше срок, тем ниже плата. Эксперты полагают, что через 10 лет этот рынок будет весить от $30 до 40 млрд.

К перечисленному можно добавить продолжающиеся испытания автономных авто. А также вспомнить о состоявшемся недавно первом полете Aircar – летающего автомобиля, и о ряде подобных стартапов. Вероятно, автомобили не исчезнут, но сильно видоизменятся, и люди будут пользоваться ими по-другому. Так что вряд ли мне стоит гоняться за вчерашним днем.

Приятного чтения.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Ошибка в тексте