Почему, управляя ЕНПФ, правительство РК думает о себе, а не о вкладчиках

20144

При проведении реформ правительство Казахстана постоянно подчеркивает их направленность на соответствие стандартам стран ОЭСР. Однако оно почему-то действует противоположным образом в случае управления пенсионными активами

Фото: utmagazine.ru

Для начала напомню историю двухгодичной давности. В августе 2014 МВФ закончил свои исследования и выпустил отчет по оценке стабильности финансовой системы Казахстана - Financial System Stability Assessment on the Republic of Kazakhstan. Анализ финансовой системы Казахстана продолжался около полугода и как раз пришелся на момент начального становления ЕНПФ. В отчете обширная глава была посвящена объединению частных пенсионных фондов в один государственный. При анализе пенсионного фонда МВФ пользовался следующими международными стандартами в этой сфере: OECD’s “Guidelines on Pension Fund Governance” (OECD – это ОЭСР) и ISSA’s “Guidelines for the Investment of Social Security Funds”.

ISSA – это международная ассоциация социального обеспечения, чьей главной целью является достижение совершенства в работе социального обеспечения, включая работу государственных пенсионных фондов. Членами этой ассоциации являются следующие казахстанские организации: ЕНПФ, Государственный фонд социального страхования, и Государственный центр по выплате пенсий.

Общие принципы OECD и ISSA полностью совпадают. ISSA дает более детальные и всеохватывающие рекомендации и стандарты. Ссылаясь на стандарты ISSA, МВФ отметил следующие большие недостатки и риски ЕНПФ.

Вмешательство в деятельность ЕНПФ в ущерб вкладчикам

В соответствии с ISSA, для государственных пенсионных фондов важнейшей задачей и одним из крупнейших рисков является сохранение независимости инвестиционной политики от неправомерного вмешательства, прежде всего это касается политических и прочих подобных решений, которые не связаны с интересами вкладчиков ЕНПФ. В то время МВФ особенно подчеркнул этот риск, который возник при создании ЕНПФ.

Деятельность фонда до настоящего времени подтвердила, что в МВФ не зря сильно обеспокоились по этому вопросу. Так, в феврале 2016 было принято решение о том, что в 2016 пенсионные активы в сумме 1,45 трлн тенге будут инвестироваться по ряду направлений. В частности, 500 млрд тенге пойдет на конвертацию в иностранную валюту. 600 млрд тенге будут направлены на приобретение облигаций банков второго уровня и национальных холдингов. И 350 млрд тенге уйдет на финансирование дефицита госбюджета. Такие направления инвестирования пенсионных активов показывают, что правительство принимает решения только с точки зрения своих интересов, а не вкладчиков.

Также, до этого Нацбанк активно использовал пенсионные активы для нерыночного финансирования банков. Пенсионные деньги давались банкам в объемах и по процентным ставкам вне зависимости от кредитного рейтинга (риска) определённого банка, что однозначно нарушало интересы вкладчиков.  При этом есть ряд примеров о том, как в некоторых случаях ЕНПФ также финансировал бюджет и госкомпании по заниженным (нерыночным) ставкам.

Нарушение корпоративных стандартов ОЭСР

Два года назад МВФ подчеркивал, что структура корпоративного управления ЕНПФ создает ряд больших уязвимостей. МВФ отмечал, что в противоречии с международными стандартами в ЕНПФ Нацбанк совмещает в себе все ключевые роли корпоративного управления, которые никак нельзя совмещать. Председатель совета директоров – представитель Нацбанка. Председателем совета по управлению пенсионными активами был председатель Нацбанка (совет распустили в конце 2015). При этом Нацбанк является доверительным управляющим пенсионными активами. Он сам составляет и сам осуществляет инвестиционную декларацию. Он является кастодианом, и сам же осуществляет надзор за своей деятельностью.

До настоящего времени ситуация с соблюдением международных стандартов в сфере управления пенсионными активами только ухудшилась. Так, по стандартам OECD и ISSA жестко требуется, чтобы в совете, определяющем стратегию инвестиций пенсионных активов, участвовали независимые представители вкладчиков пенсионных фондов. Причем такие представители должны обладать достаточными правами, чтобы влиять на решения совета для защиты интересов вкладчиков.

Также, в соответствии международными рекомендациями, в советах пенсионных фондов, где принимаются ключевые решения, должны участвовать независимые профессионалы, которые обладают достаточными специальными знаниями о том, как работают различные пенсионные планы и схемы, и как инвестиционная политика должна им соответствовать.  

До конца 2015 в совете по управлению активами всё ещё присутствовали так называемые «независимые» участники, которых трудно было назвать представителями вкладчиков ЕНПФ и которые не являлись специалистами в управлении пенсионными активами или оценке пенсионных обязательств.

Начиная с зимы 2016, этот совет прекратил свое существование и его функции по ЕНПФ были переданы в совет по управлению Национальным фондом. Совет возглавляется главой государства и его члены состоят только из государственных чиновников, включая премьер-министра и председателя Нацбанка. То есть, независимые директора полностью исчезли из процесса управления пенсионными активами и стало совсем некому защищать права вкладчиков.

Прозрачность ЕНПФ не соответствует стандартам ОЭСР

В своем отчете МВФ подчеркивал об острой необходимости в достижении прозрачности и своевременной и подробной отчётности ЕНПФ. До настоящего времени ситуация в этом направлении не улучшилась. ЕНПФ не публикует годовую финансовую отчетность, аудированную независимым и профессиональным аудитором. Остается непрозрачным и непонятным процесс по инвестированию пенсионных активов. Ежемесячных отчетов по инвестициям недостаточно, чтобы объективно оценить эффективность инвестиций и формирование инвестиционного дохода. Также отсутствует независимая оценка текущей стоимости инвестиций в портфеле ЕНПФ.

Прочие большие недостатки, отмеченные МВФ

МВФ отмечал в своем отчете, что объединение частных пенсионных фондов в один государственный привело к отсутствию конкуренции между пенсионными фондами, что станет причиной отсутствия ориентиров по оценке эффективности работы ЕНПФ. Также появление одного очень крупного институциального инвестора вместо более десяти частных пенсионных фондов приведет к выдавливанию прочих инвесторов из рынка ценных бумаг.

Деятельность ЕНПФ на РЦБ полностью подтвердила ожидания МВФ, сделанные два года назад! МВФ уже в то время предлагал использовать внешних управляющих активами ЕНПФ, чтобы оптимизировать доходность, создать конкуренцию между УК и на рынке РЦБ в целом, диверсифицировать управление активами и создать ориентиры по оценке эффективности управления активами.

МФВ также отмечал, что главной целью стратегии ЕНПФ должна быть максимизация пенсионного дохода вкладчиков. Ни тогда, ни сейчас, ни в стратегии, ни в инвестиционной декларации ЕНПФ эта ключевая (по международным стандартам) цель так и не появилась. 

В соответствии с международными стандартами инвестиционная декларация должна отражать особую природу и характеристики пенсионных обязательств. Текущие стратегия и инвестиционная декларация ЕНПФ также не отражают это в должной мере.

Предложения по реформе управления пенсионными активами

1.       Общая рекомендация – это переход ЕНПФ на полное и безусловное соблюдение рекомендаций и стандартов OECD и ISSA. Только в этом случае можно быть уверенным, что ЕНПФ будет максимизировать пенсионный доход вкладчиков, а не использоваться в интересах правительства.

2.       Для ускоренного развития РЦБ и для четкого устранения вышеуказанных конфликтов интересов, предлагается целиком передать управление активами ЕНПФ частным управляющим компаниям.  

3.       В соответствии со стандартами ISSA нужно будет сделать следующие ключевые изменения.

a.       Функции совета по управлению пенсионными активами (сейчас их выполняет совет по управлению Нацфондом) должны быть переданы в совет директоров ЕНПФ.

b.      Совет директоров должен соответствовать следующим принципам. 

                                                   i.      В совете необходимы независимые директора - признанные представители вкладчиков, основной задачей которых должна быть защита интересов вкладчиков.

                                                 ii.      В совете необходимы признанные и независимые специалисты по портфельному управлению пенсионными активам.

                                                iii.      В совете необходимы признанные и независимые специалисты по оценке пенсионных обязательств (актуарии и прочие аналогичные специалисты).

                                               iv.      Независимые директора должны назначаться на определенный срок и их досрочное увольнение без уважительных причин должно быть невозможно.

c.       В Совете директоров влияние правительства и Нацбанка должно сбалансированно с правами независимых директоров.

d.      Все решения совета директоров должны быть опубликованы, вместе с индивидуальным мнением каждого директора.

e.      Необходима обязательная ротация председателей совета директоров.

 

f.        Совет директоров ЕНПФ будет утверждать инвестиционную стратегию, обязательную для исполнения частными компаниями, управляющими пенсионными активами.

4.       Должно быть законодательное ограничение на любое неправомерное вмешательство в деятельность ЕНПФ. Прежде всего это касается политических и подобных решений правительства. Важно, чтобы парламент утверждал все документы, регулирующие деятельность ЕНПФ, утверждал совет директоров ЕНПФ, а также планы и годовые отчеты фонда.

5.       Надзор за деятельностью ЕНПФ и управляющих компаний, а также кастодиальные функции должен осуществлять Нацбанк. По ЕНПФ у Нацбанка не должно быть больше других функций.

6.       Необходимо добиться прозрачности и полноценности регулярной отчетности ЕНПФ. Необходим независимый и квалифицированный внешний и внутренний аудит фонда.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить