Как тандем казахстанских художников получил мировое признание в области цифрового искусства

22636

Работая с новейшими технологиями в области компьютерной графики, они создают виртуальные пространства

Фото: © w8

Наверняка многие читатели уже посмотрели вторую часть «Дюны» режиссера Дени Вильнева. Успехом фантастического блокбастера можно считать не только сборы в мировом прокате, превысившие в апреле $700 млн, но и новый уровень развития визуальных эффектов.

В соцсетях юные фанаты иронично (и не совсем справедливо) приводят кадры из «Дюны» Дэвида Линча 1984 года, демонстрируя, какими примитивными сегодня выглядят картины, которые в свое время казались вершиной визуальных технологий. Благо теперь, чтобы смастерить качественный анимационный фильм или разнообразить музыкальный клип фичами, не обязательно иметь огромную студию с аппаратурой и декорациями стоимостью миллионы долларов. Достаточно производительного компьютера, а все остальное – не без таланта художника, конечно, – достигается за счет современных программ, коих несметное количество.

Участники рейтинга «30 до 30» Forbes Kazakhstan 25-летний Кайсар Салыков и 24-летний Артем Крыловский как раз те чудотворцы, которые находятся на передовой цифрового искусства. Работая с новейшими технологиями в области компьютерной графики, они создают виртуальные пространства, интерактивные перформансы, цифровые презентации, игры, видео и мультфильмы. В 2021 году творческий дуэт под названием W8 создал анимационный фильм «Шанс», повествующий о космическом корабле, который дрейфует во вселенной в поисках подходящего места для жизни.

Chance (Short animated film) from Kaisar R8L on Vimeo.

Через год их работа была удостоена награды жюри в номинации «Лучший анимационный короткометражный фильм» на Международном фестивале короткометражного кино в Каннах. «Шанс» был также награжден почетным призом на фестивале короткометражек One-Reeler Short Film Competition в Лос-Анджелесе.

Танцы и математика

Кайсар родился и вырос в Петропавловске, Артем же оказался там в годовалом возрасте: родители решили переехать из Алматы на север, поскольку того требовало состояние здоровье мамы, отец же задумал заняться в СКО предпринимательством. Учились нынешние партнеры в разных лицеях (но оба – с естественно-математическим уклоном), а познакомились, лишь когда им было по 15 лет, в секции по… брейк-дансу. Если Кайсару на танцы предложила записаться мама, то Артем совершенно случайно познакомился на улице с Денисом Половинко (тренер другого участника рейтинга «30 до 30», чемпиона мира по брейкингу Амира Закирова) – оба выгуливали собак и разговорились. В итоге новый знакомый убедил Артема пойти в секцию.

По словам Кайсара и Артема, они быстро сдружились: поняли, что кроме тренировок их объединяет большое число интересов – оба любили математику, грезили о программировании, а также интересовались художественным искусством. Ближе к окончанию школы они уже были лучшими друзьями. Собеседники вспоминают, что, будучи десятиклассниками, узнали, что в Петропавловск часто приезжают выездные приемные комиссии российских вузов. Друзья придумали представляться выпускниками и пробовать сдавать вступительные экзамены. «Конечно, делали это в первую очередь забавы ради, но и с целью проверить себя. С точными науками у нас было все в порядке. Так, например, мы явились сдавать вступительные экзамены в Томский государственный университет. Набранных тогда баллов нам хватало бы, чтобы пройти на грант», – вспоминает Артем.

После окончания школы ребята разъехались: Кайсар поступил в Уральский федеральный университет в Екатеринбурге, выбрав специальность «Энергетика. Техника высоких напряжений», а Артем – в Чаншуйский технологический институт на отделение компьютерных наук.

Кайсар Салыков
Кайсар Салыков
Фото: © Альфия Шайхулова

«На самом деле я особо не выбирал. Уже в апреле сдал на грант, набрав 94 из 100 баллов по математике. Пошел на специальность, которая звучала красивее», – смеется Кайсар. Рассказывает, что первый год старался учиться прилежно, чтобы получать стипендию, но уже на втором курсе его интерес к занятиям стал заметно падать. Он начал подрабатывать, делать курсовые работы другим студентам, чтобы скопить денег на новый мощный ноутбук. Новое «железо» ему было необходимо для развития арт-навыков. Кайсар вспоминает, что еще в четвертом классе сверстники показали ему Photoshop и он пришел в восторг.

Тем временем Артем в Китае совершенствовался в программировании и с головой ушел в кодинг и разработку информационных систем. Связь друг с другом товарищи не прерывали, постоянно обменивались новостями и впечатлениями.

Художник и программист

Кайсар купил желанный ноутбук и с головой ушел в 3D-дизайн. Признается, что на последних двух курсах университета суммарно посещал занятия чуть больше месяца – приходил на сессии и контрольные. Зато он стал получать первые небольшие коммерческие заказы по 3D-дизайну, а лучше узнать новое ремесло помог знакомый, который уже давно этим занимался.

Ближе к окончанию вуза Кайсар поехал с друзьями в Казань – погулять в новом для себя большом и красивом городе. По приезде затемпературил, однако особого значения этому не придал. Даже попробовал вспомнить брейк-данс и исполнить несколько элементов для друзей. Однако после неудачного приземления оставил затею. С каждым часом ему становилось все хуже и хуже, боль в теле была настолько сильная, что он попросил сотрудника гостиницы вызвать ему скорую. «Она сюда будет ехать час, проще самому», – безучастно ответили на ресепшене. Пришлось вызывать такси и добираться до больницы самому. Там выяснили, что во время неудачного приземления у Кайсара случился разрыв селезенки, а после – внутреннее кровотечение. «Я был в шаге того, чтобы умереть», – говорит он.

После сложной операции Кайсар вернулся в Екатеринбург, где в течение долгих месяцев практически не выходил из дома без особой надобности. Именно в тот период он начал быстро прогрессировать в дизайне и 3D-моделировании. Буквально за четыре месяца вырос до продвинутого моделера (специалист, отвечающий за придание формы, объема заданным объектам). Кайсар также освоил знаменитый игровой движок Unreal Engine. Первой игрой в мире на этом движке был популярнейший шутер от первого лица Unreal, выпущенный в 1998 году. Его последующие версии успешно применялись в играх самых разных жанров, в том числе стелс-играх, файтингах, многопользовательских ролевых онлайн-играх и других.

Появившийся опыт и творческая смелость, а также пришедшая в мир пандемия привели Кайсара к мысли создать собственный проект. Сначала он думал об игре, но потом решил, что это будет мультфильм. Кайсар предложил идею Артему, который как раз заканчивал учебу в Китае и не собирался там оставаться, – тот сразу согласился. К тому же Артем окончил в Петропавловске музыкальную школу, и если в визуальной части и дизайне Кайсар мог бы справиться в одиночку, то в звуке и саунд-дизайне, а также в монтаже он мало что понимал.

«Но как сделать полноценный мультфильм, что для этого нужно?» – задались друзья вопросом. Кайсар в поисках ответа, долго не раздумывая, начал писать сообщения в социальных сетях известным в мире digital-артистам. Откликнулся американский режиссер и VFX-артист Дипак Четти, работы которого были представлены на таких признанных арт-фестивалях, как South by Southwest, Slamdance, Hamptions International и AFI Silverdocs. «Знаете, он, наверное, целых 10–15 минут своей жизни потратил, чтобы детально мне расписать, с чего начать, как работать с предметами, объектами, как развивать сюжет, что важно, чтобы зацепить зрителя, и как сделать картинку насыщенной», – до сих пор с улыбкой удивляется Кайсар. Также ребята познакомились онлайн со специалистами, которые делали графику для «Книги джунглей», – те оказались отзывчивыми и тоже поделились своим опытом с молодыми коллегами.

Использовать шанс

В 2021 году у друзей сформировалась идея короткометражного мультфильма «Шанс». Пофантазировав, они набросали сюжет: люди на борту космического корабля ищут место, подходящее для жизни. Прилетев на очередную планету, они выпускают дрон, чтобы выяснить, пригодна ли та для обитания. При этом Кайсар и Артем признаются, что до самого начала работы над мультфильмом не имели четкого финального сценария и додумывали на ходу: «Получилось так, что наши профессиональные и технические возможности диктовали сюжет картины. Он вышел таким, каким мы смогли его сделать».

Всего, по прикидкам Артема, на мультфильм было потрачено около 500 часов изнурительной работы: «Наши ноутбуки буквально кряхтели от нагрузки». Кайсар с улыбкой добавляет, что в процессе создания мультфильма 3D-модели они использовали только бесплатные, то есть те, что могли найти в открытом доступе в интернете. Поэтому, например, космический корабль получился из самых разных предметов – коробок, бочек и досок.

Артем Крыловский
Артем Крыловский
Фото: © Альфия Шайхулова

Закончив мультфильм, ребята упомянули в титрах всех, кто помогал им, даже одним советом, в том числе, разумеется, отметили Дипака Четти. Осенью того же года они выгрузили мультфильм на все доступные площадки в соцсетях – от Instagram до Vimeo. Мультфильм увидел и Четти, который связался с ребятами и восторженно отметил качество их работы – от звука до движения персонажей.

Осенью 2022 года картина участвовала в одном из кинофестивалей в Москве, где выиграла в номинации «Лучший анимационный фильм». Кайсар и Артем говорят, что не вкладывали ни одного доллара в промо, и считают: им просто повезло, что их работу вообще заметили. Тем не менее после этого «Шанс» показали на фестивале короткометражек в Лос-Анджелесе, где работа казахстанцев победила в номинации Award of Merit. В борьбе за главную номинацию в категории «Лучший короткометражный мультфильм» она уступила только короткометражке по вселенной «Звездных войн».

«После победы в Москве организаторы спросили, не против ли мы, чтобы они подали наш мультфильм и на другие международные конкурсы. Мы задали лишь один вопрос – бесплатно ли это. Узнав, что да, были только за», – улыбается Кайсар. В феврале 2023-го «Шанс» показали на Международном фестивале короткометражного кино в Каннах, где картина победила в номинации «Лучшая анимационная короткометражная работа».

Дальше, в метавселенные

Яркая победа не стала для друзей причиной, чтобы вообразить себя звездами и почивать на лаврах. С тех пор Кайсар значительно продвинулся в 3D-дизайне, освоил такие программы, как ZBrush, 3Ds MAX, Maya, Blender, Cinema 4D, 3D Coat, Substance и другие. Вместе с Артемом в творческом дуэте W8 они поработали с такими исполнителями, как Manizha, Noize MC, Элджей, МС Сенечка, Brickspacer, Ладо Кватания, Азар Страто, с компаниями Beeline, Panasonic, JetLag. Также они делали метавселенную специально для Всемирного экономического форума – 2023 в Давосе.

С 2021 года работы Кайсара – 3D-дизайн игровых персонажей и арт-перформансы – представляются по всему миру и выигрывают самые престижные награды. Так, за моделирование игрового персонажа он получил премию AMD Design Award 2021, его рисунки выставлялись на выставке «Великолепное искусство рядом» в Москве. «Моя работа висела в одном зале с работами Сальвадора Дали, Марка Шагала, Пабло Пикассо, Анри Матисса и Жоана Миро!» – с гордостью вспоминает художник. Кроме того, рисунки и образы тандема W8 выставлялись в Милане на выставке La Vita dell'Arte ed.III. В прошлом году Кайсара признали одним из лучших художников Казахстана по версии ArtFacts.

«Мы – отличный союз, где Кайсар – прекрасный визуализатор, креативщик и генератор идей, а я – человек с бэкграундом программиста и с любовью к искусству, – говорит Артем. – Сферы наших компетенций: виртуальные пространства, интерактивные перформансы, цифровые презентации, игровые проекты и видеопродакшен. Такой подход позволяет достигать результатов, экономя время и ресурсы».

Сейчас ребята сконцентрированы на коммерческих проектах, кроме того, в ближайшее время намерены анонсировать свое участие в глобальном проекте в сфере метавселенных.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить