«Ушла эпоха». Почему закрылись супермаркеты «Рамстор»

Компания работала на рынке Казахстана 22 года

24 сентября стало известно, что казахстанский рынок покидает международная сеть супермаркетов «Рамстор». Учредитель компании ТОО «Рамстор Казахстан» компания Migros Ticaret A.Ş. (Турция) на платформе Стамбульской фондовой биржи опубликовала сообщение о том, что «в соответствии с целями роста компании и стратегией сосредоточенности на рынках» была проведена переоценка розничной операционной деятельности ТОО «Рамстор Казахстан».

Как отмечается в сообщении, доля ТОО «Рамстор Казахстан» по состоянию на 1 полугодие 2020 составляет около 0,8% от консолидированных продаж Migros Ticaret A.Ş.

Компания сообщила, что ТОО «Рамстор Казахстан» продолжит свою деятельность, управляя многофункциональным комплексом «Ramstore All In» в Алматы, который составляет большую часть стоимости инвестиций в Казахстане.

«Рамстор» – супермаркеты с большой историей в Казахстане. Именно «Рамстор» задал тон и был флагманом казахстанского рынка продуктового ретейла. Когда появилась информация о закрытии сети, пользователи Казнета были неприятно шокированы и комментировали: «Ушла эпоха». Действительно, супермаркеты работали в стране с 1998, а уже в 1999 открылся «Рамстор-Самал» в Алматы. К слову, открывал торговый центр лично Нурсултан Назарбаев.

В 2011 сеть состояла из 12 магазинов в Алматы, 5 в Нур-Султане, 2 в Актау и по одному магазину в Караганде, Шымкенте, Уральске и Атырау. Торговая площадь супермаркетов составляла в целом 32 тыс. кв.м. В 2010 было открыто 10 новых магазинов.

В 2013, к открытию второй очереди ТРЦ Mega Alma-Ata, ТОО «Рамстор-Казахстан» даже открыл супермаркет Macrocenter, формат которого был рассчитан на высокий уровень инвестиций и предлагал покупателям в основном импортные товары. Но в 2018 компания закрыла его. В 2017 компания запустила первый супермаркет в формате «экспресс», в тот же год в Алматы открылся обновленный Ramstorе All In на Назарбаева (Фурманова).

О том, что послужило причиной ухода сети из Казахстана и как повлияет закрытие «Рамстора» на рынок продуктового ритейла, рассказали Forbes.kz генеральный директор консалтинговой компании Лев Тетин и президент Казахстанской ассоциации франчайзинга Бекнур Кисиков.

Кисиков полагает, что одной из главных причин закрытия является возросшая конкуренция на рынке продуктового ретейла.

- Долгие годы «Рамстор» фактически доминировал, но за это время появилось столько новых форматов, что гипермаркету пришлось конкурировать. А что такое успешная конкуренция? Это умение меняться и подстраиваться под изменившую ситуацию, - объяснил Кисиков.

Как отметил Тетин, закрытие сети супермаркетов – это прогнозируемое событие.

- Еще 5 лет назад они начали активно искать покупателя на всю сеть. Было много переговоров и разговоров, но ни с одним покупателем так и не достигли договоренности. Думаю, что основной причиной была завышенная цена продажи. В результате управляющий состав топ-менеджеров снижал уровень ответственности и вовлеченности. Результат этого - полная стагнация и выход ретейлера с рынка. И, конечно, рост экспансии со стороны конкурентов и ценовые войны на полке усилили проблемы сети, - рассказал он.

Спикер подчеркнул, что ситуацию усугубляла постепенная потеря лояльности со стороны клиентов из-за отсутствия ряда товаров на полках.

- Еще сюда можно отнести низкую активность по открытию новых точек, снижение оборотных средств. А единичные проекты никак не повлияли на изменение ситуации, - признал он.

Впрочем, Лев Тетин полагает, что уход «Рамстора» никак не отразится на рынке Казахстана.

- Их точки уже забрали другие ретейлеры, а постоянные покупатели сети с нетерпением ждут открытия новых операторов со свежими продуктами и хорошим ассортиментом. С учетом текущей ситуации с коронокризисом и жесткой конкуренцией в сегменте новым игрокам рынок Казахстана становится неинтересен, - сказал Тетин.

Кисиков, напротив, уверен, что закрытие «Рамстора» не лучшим образом скажется на рынке.

- Уход каждого игрока – это потеря на конкурентном поле. А чем больше конкуренции на рынке, тем больше выигрывает потребитель. Уверен, что наш рынок привлекателен для иностранных инвесторов, если правильно подходить к сегменту. Пока я вижу ошибки на уровне запуска проекта (не буду называть бренды). Нужно понять, что ретейл – это целый спектр факторов, таких как логистика, поставки, цена, оборот, безопасность и многое другое, - сказал Кисиков.

Но оба спикера солидарны в одном: сегодня пример успешного функционирования сети супермаркетов показывает Magnum.

- Сегодня сеть открывает по 20-30 супермаркетов и гипермаркетов в год. Их активная экспансия и агрессивная конкурентная политика обеспечивают высокий уровень продаж и рост лояльности их клиентов, - заключил Тетин.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Ошибка в тексте