Не 1Fit, но похоже: как казахстанка создала единый абонемент на детские кружки

21819

Об этом рассказала основательница Yaya Лаура Ералиева

Лаура Ералиева
Лаура Ералиева
Фото: личный архив

Стартап Yaya – это единый детский абонемент на все виды активностей в более чем 250 детских центрах в Алматы. Основательница стартапа Лаура Ералиева рассказала Forbes.kz, как ей пришла идея проекта, о его развитии и планах по масштабированию Yaya.

– Меня с детства называли «ракетой», я была активной всегда – состояла в школьном совете, была президентом школы, занималась спортом, была разносторонней заводилой. Папа очень много внимания уделял моему развитию. Поэтому когда он предложил мне после окончания школы продолжить учебу в Китае, я согласилась и решила использовать все возможности по максимуму. Тем более что мне даже удалось поступить на правительственный грант, – не без гордости говорит уроженка Жезказгана.

Как отмечает собеседница, учеба в Шанхае научила мыслить масштабно. Во время учебы Лаура прошла стажировку в китайском офисе Farfetch и увидела работу глобального стартапа изнутри. Тогда же она начала задумываться о том, чем будет заниматься по возвращении в Казахстан. Выбор пал на ChocoFamily.

– Я написала в компанию письмо о том, что хочу у них работать. Как раз тогда в холдинге появился «Рахмет» – программа лояльности для HoReCa, – рассказывает Лаура.

По приезде в Казахстан ее сразу приняли на работу в ChocoFamily. Там Лаура проработала два года и доросла до тимлида.

– Потом моего супруга перевели по работе в Караганду, я переехала с ним. Затем началась пандемия и я ушла из Choco. Экс-CEO Lensmark.kz (ранее часть ChocoFamily) Рада Исламова как раз создавала проект WonderWomen и пригласила быть ее кофаундером. Почти год я проработала дистанционно. Мы внедряли менторскую программу, разрабатывали стратегию, формировали команду – одним словом, создавали проект, причем с нуля, – делится предпринимательница.

После развития WonderWomen Лаура ушла в декрет. По ее словам, это время она решила посвятить не только ребенку, но и «прокачке» себя. Женщина взялась за продакт-менеджмент. После прохождения девятимесячного курса она поняла, что созрела до собственного проекта, тем более что и идея лежала фактически «под ногами»: во время декрета Лаура хотела подобрать няню, но не нашла специализированного сервиса. Так бизнесвумен решила создать свой стартап по подбору нянь.

Лаура Ералиева
Лаура Ералиева
Фото: личный архив

– Я решила подойти к этому с продуктовым мышлением – прошла разные инкубации для формирования стартапа. Потом вложила небольшие средства и... столкнулась с огромнейшим спросом: няни нужны были всем! К нам сразу поступило две тысячи заявок. Я поняла, что няням необходимо обучение. Я начала проводить сертификацию и всячески развивала проект, – делится собеседница.

Лаура очень верила в него, но вскоре выгорела из-за большого объема операционки.

– Каждый день был стрессовым. Во-первых, на рынке мало хороших нянь, во-вторых, для большинства соискателей это временная работа и отсюда вытекает высокая текучка. Подбор няни – это энергоемкий процесс, потому что нужно найти много точек соприкосновения. Почти всем клиентам нужна была Мэри Поппинс, но платить им хотели только 100–200 тысяч тенге в месяц. Я призналась себе, что не хочу заниматься этим проектом несмотря на то, что рынок не освоен и очень прибыльный, – признается Лаура.

Вскоре ее озарила новая идея стартапа. Лаура тратила много времени на поиск развивающих центров и спортсекций для своей дочери. И в процессе этих поисков, а затем и разговоров с представителями этих заведений, бизнесвумен обнаружила, что практически все эти центры – традиционные бизнесы, которые до сих пор не оцифровали свои базы.

– Мне стало интересно. Я углубилась в изучение этих центров и поняла: могу создать продукт, который поможет и центрам, и их клиентам,  – рассказывает Лаура. – У меня был уже опыт в HoReCa, когда мы в Choco помогали бизнесам автоматизировать процессы. Например, многие развивающие центры ведут базу клиентов на бумаге или в Excel, вкладывают большие деньги в маркетинг и продажи, не изучая метрики. В непиковые часы и несезонность им тяжело заполнять слоты. Мы же можем помогать бизнесам развиваться и повышать их продажи за счет аналитики и маркетинговых инструментов.

Собеседница приступила к изучению спроса и начала узнавать у центров, дадут ли они под ее проект спецусловия взамен на приток новых клиентов и цифровизацию базы.

– Все были за: на этом рынке высокая конкуренция и все владельцы бизнесов понимали, что пора уходить в цифру, применять новые инструменты, – рассказывает она.

Лаура параллельно проводила исследования с родителями и получила инсайты о больших затратах на развитие детей. Также оказалось, что родители уделяют много времени на поиски подходящих центров и не всегда удачно.

– И так до меня дошло, что нужно создать единый детский абонемент, – рассказывает собеседница.

Лаура взялась за реализацию идеи: в августе 2023 года она подала заявку на участие в акселерационной программе IRA от MOST. Примечательно, что эта программа была направлена на стартапы, у которых была хоть какая-то зрелость. Лаура же подавала заявку, имея на руках только идею, устные договоренности с центрами и уверенность в том, что проект «взлетит».

– Я вошла в эту программу, поскольку в жюри меня помнили по проекту с нянями. И в этой программе, конечно, с меня был спрос выше, чем с других проектов, потому что меня приняли просто с идеей. Конкуренция среди проектов на акселераторе была нешуточная. А мне в короткие сроки надо было собрать команду, найти финансирование, маркетинг продумать, наладить работу с партнерами и продать продукт клиентам, – рассказывает она.

Каждый месяц на программе у Лауры был челлендж – выплатить зарплаты команде. Для этого даже пришлось взять кредит. Когда акселерационная программа закончилась, она надеялась, что вскоре получит инвестиции, но оказалось, что проект еще на ранней стадии.

– Вскрылась еще одна проблема. Мне в лицо говорили: «Классная идея, но, извини, мы не вкладываем деньги в те проекты, где основательница девушка», – делится предпринимательница.

Как отмечает Лаура, отсутствие средств и такое отношение некоторых инвесторов разочаровывали ее. Она ходила на множество встреч, и вроде бы всё хорошо с проектом, но ее всегда кормили завтраками.

– Я поняла, что просто так не сдамся. Решила сфокусироваться на продукте и продажах, а не на активном поиске инвестиций. И это было правильным решением. Первым к нам присоединился Танирберген Тлегенов, который имеет большой опыт работы в стартапах. После этого в проект зашли Алмас Кокумбаев и Аскар Искаков, которые ранее с командой строили отдел продаж в 1Fit. Первый релиз нам разработала аутсорс-команда, а далее мы собрали inhouse-команду разработки. Так, в короткие сроки я создала коллектив, который поверил в проект, – рассказывает женщина.

Фото: личный архив

Начался и рост продаж. И тут же появился интерес у инвесторов: в проект вошли Сакен Шаяхметов, кофаундер Chocofamily Анвар Бакиев и бизнес-ангел Айдар Баймахан. В совокупности раунд составил $100 тыс. при оценке в $2 млн.

Сегодня проект Yaya прошел отбор в программу акселерации от 500 Global, которая проходит в Грузии. После завершения программы стартап планирует привлекать еще $1 млн.

– Всё это время мы продавали абонементы через Instagram и сайт без технической части. В сентябре 2023 года оборот составлял два миллиона тенге, а уже март 2024 года мы закрыли с оборотом в 55 млн тенге со средним чеком в 400 тысяч тенге. В начале 2024 года после получения инвестиций мы начали разрабатывать приложение и уже на днях презентуем его, – делится Лаура.

Как считает Лаура, такие показатели для молодого проекта объясняются тем, что продукт очень интересен рынку.

– Один кружок в Алматы стоит в среднем 30 тысяч тенге, а кружков сейчас ребенку надо два-три. Получается, что родителю внешкольные занятия выходят в 100 тысяч тенге в месяц. Мы же продаем годовой абонемент на всевозможные кружки за 400 тыс. тенге и даем возможность приобретать его в рассрочку. Помимо денег, мы экономим время, потому что занимаемся поиском, рекомендациями для родителей. Кроме того, у нас есть развлечения для детей, – делится Лаура.

В Алматы с Yaya сейчас работают более чем 250 центров и 400 кружков и секций. Среди них есть уже успешные кейсы, когда слоты заполняются так, что партнеры решаются открывать новые филиалы. После обкатки всех процессов стартап планирует экспансию в Астану и за рубеж.

– Нам интересны рынки, где наблюдается высокий и средний рост рождаемости и присутствуют детские центры. Большим плюсом являются паттерны использования абонементов, развитая банковская система (включая рассрочки). Мы рассматриваем Узбекистан, Азербайджан, страны региона MENA, Южную Корею и ЮВА, а также США, Канаду, – рассказывает Лаура.

Бизнесвумен отмечает, что у Yaya накапливается экспертиза, которой они могут делиться с партнерами и родителями.

– Например, мы видим, что в Алматы катастрофически не хватает специалистов, кружков для особенных детей. Мы заинтересованы во всестороннем развитии детей всех возрастов. В планах развивать не просто абонементскую историю, а именно экосистему с сервисами и услугами, в которых нуждаются родители и дети, – заключила Лаура Ералиева.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить