Почему развивающимся странам проще, чем их развитым соседям?

15933

О марш-броске к экономическому лидерству рассуждает Ара Агузумцян, директор по консалтингу и поддержке SAP СНГ

Фото: 1080.plus

С каждым годом глобальный центр экономической активности все больше смещается к развивающимся рынкам Юго-Восточной Азии и Востока. Страны, чья экономика еще полвека назад находилась в упадке, теперь выходят на передовые позиции в глобальных рейтингах.

Южная Корея, например, всего за 50 лет превратилась из аутсайдера мировой экономики в инновационного лидера: в прошлом году агентство Bloomberg поставило эту страну на первое место в рейтинге самых инновационных государств мира. По совокупному объему ВВП Южная Корея занимает четвертое место в Азии, а в ближайшие четыре года может обойти даже такие развитые страны, как Япония или Франция. Еще один яркий пример — Сингапур: некогда неприметный остров входит сегодня в тройку самых конкурентоспособных экономик мира. Уже семь лет подряд Всемирный банк называет его лучшей страной для ведения бизнеса. Находящийся на стыке Европы и Азии Казахстан всегда имел возможность впитывать лучшие практики как с одной, так и с другой стороны. В процессе цифровой трансформации, начавшейся несколько лет назад, сегодня государство ориентируется на инновационных лидеров: Сингапур и Южную Корею.

Многие государства стремятся оптимизировать свою деятельность, используя новейшие цифровые технологии, упрощают коммуникацию с гражданами и создают новые площадки для бизнеса. Но это не значит, что новые технологии влекут за собой экономический всплеск.  Это необходимое условие, но явно недостаточное.

Создать экономическое чудо невозможно без господдержки, примеры тому – стратегия инновационного развития Ли Куан Ю в Сингапуре, реформы Пак Чжон Хи в Южной Корее. Общая их черта – стремление использовать лучшие мировые технологии. И здесь преимущество развивающихся стран в том, что им не нужно преодолевать ограничения «исторически сложившихся» информационных систем. ИТ-инфраструктуру для современной экономики можно создавать сразу с учетом новейших технологий и требований к производительности, безопасности, масштабируемости решений, используемых госведомствами. 

Государство обладает тремя уникальными преимуществами: временем, масштабом и данными. Оно может инвестировать в стратегические долгосрочные проекты и быстро масштабировать внедряемые технологии. Кроме того, государство имеет доступ к полным и актуальным статистическим данным – демографическим, экономическим, социальным. На их основе можно составлять точные прогнозные модели экономического развития, для чего также необходимы мощные, современные ИТ-инструменты. Но воспроизводить уже зарекомендовавшие себя разработки недостаточно: и развитые, и развивающиеся страны сегодня инвестируют в новые технологии.

Правительство Эстонии разрабатывает сценарии применения  технологии blockchain. С ее помощью планируется поддержать развитие уникальной программы электронного резидентства: к 2025 году государство планирует привлечь свыше 10 млн виртуальных граждан и получить при этом около 500 млн евро за счет выплат государственной пошлины при получении статуса. И это, пожалуй, только одна из самых очевидных экономических выгод, сюда можно отнести и дополнительные внешние инвестиции, стремительное развитие малого и среднего бизнеса, а, значит, формирование новых рабочих мест и более гибких условий для ведения бизнеса. Сегодня к возможностям blockchain присматривается и Великобритания. В докладе, подготовленном в начале года главным научным советником страны, рекомендуется использование этой технологии для модернизации систем сбора налогов, выдачи паспортов, ведения регистра недвижимости.

Нашла применение на государственном уровне еще одна прорывная технология — predictive policing, или прогнозная полиция. Конечно, это не как в фильме «Особое мнение», где поводом для ареста являются предсказания трех провидцев, но в целом идея похожа. Анализируются исторические данные о совершенных преступлениях, выявляются комплексы факторов, связанных со статистикой преступности. Эта технология уже используется в Канзас-Сити для определения лиц, имеющих влияние в криминальных группировках.

Даже интернет вещей — самый громкий технологический тренд предыдущего и этого лет — в больших масштабах популяризируется именно государствами. Наиболее распространенные сегодня «умные» устройства — подключенные к сети видеокамеры и датчики, приборы учета коммунальных услуг. И государство заинтересовано в расширении их применения. Так, к 2020 году в США планируется завершить установку 132 млн «умных» счетчиков. А в государственной стратегии Великобритании к этому же сроку запланировано оборудование такими счетчиками всех жилых домов и малых предприятий.

Инновации, став частью государственной стратегии, помогают росту экономики и повышению глобальной конкурентоспособности. Казахстан может быть тому примером. В 2015 году страна на 8 пунктов улучшила свои позиции в глобальном рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума, а также получила доступ к передовому опыту стран, входящих в элитную Организацию экономического сотрудничества и развития. Национальный фонд «Самрук-Казына», начавший масштабные пилотные ИТ-проекты в крупнейших национальных компаниях - «КазМунайГаз», «Казахстан Темир Жолы» и «Казпочте», стал флагманом трансформации экономики. На долю фонда приходится 45% ВВП страны, поэтому и экономический эффект от реализации программы ожидается колоссальный — $11 млрд. Сочетая лучший мировой опыт Сингапура, Малайзии и других инновационных государств с современными технологиями, Казахстан уверенно идет к намеченным глобальным целям и может стать новым экономическим чудом. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить