Что выигрывает Казахстан от вхождения в Совбез ООН?

19493

На эту тему рассуждает директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев

Досым Сатпаев.
Фото: Андрей Лунин
Досым Сатпаев.

То, что Казахстан стал непостоянным членом Совета безопасности ООН, является следствием его гибкой внешней политики, которая устраивает большинство геополитических игроков. Несмотря на то, что республика получила 138 голосов Генеральной ассамблеи, более важно, что с постоянными членами Совбеза ООН в лице России, Китая, США, Великобритании и Франции у Казахстана партнерские отношения. Хотя первые два государства были более активны, поддерживая нашу кандидатуру, и, очевидно, рассчитывая на то, что Казахстан отплатит той же монетой в будущем.

Следует отметить, что в Совет безопасности входит 15 членов: уже упомянутые пять постоянных и десять непостоянных. Но для принятия того или иного решения Совбеза необходимо, чтобы это решение поддержала не только постоянная пятерка членов, но еще 4 из 10 непостоянных членов. Не удивительно, что, например, и Россия, и Китай, и США довольно внимательно относятся к списку непостоянных членов Совбеза ООН, стараясь поддерживать те государства, на которые они могут рассчитывать в случае голосования.

Следует отметить, что формально Совет безопасности ООН является довольно важным органом, так как непосредственно отвечает за поддержание международного мира и безопасности, и, в случае возникновения угроз, имеет право применять принудительные меры, в том числе санкции, к тем или иным государствам. При этом все остальные члены ООН должны подчиняться решениям Совбеза. Но за последние годы было немало прецедентов, когда между постоянными членами Совбеза, имеющими право вето, возникали перманентные разногласия, в том числе по поводу тех или иных конфликтных ситуаций.

В итоге репутация этой структуры была подмочена, что и породило множество предложений о реформировании Совета безопасности путем расширения состава его участников. Хотя это еще больше осложнило бы принятие оперативных решений в чрезвычайных ситуациях. Не меньше критики звучит и в адрес всей Организации Объединенных Наций, чье влияние на международную политику постоянно снижается. 

В любом случае, рассчитывать на то, что Казахстан, будучи непостоянным членом Совбеза ООН, сможет решать какие-либо глобальные проблемы, не стоит. Здесь нет индивидуальных игроков. Даже каждому из пяти постоянных членов Совбеза нужна своя команда поддержки. Наша республика идет как представитель Азиатско-Тихоокеанского региона. Но мы – не единственные представители в Совбезе этого большого региона, который можно считать довольно сложным, учитывая наличие большого количества реальных и потенциальных конфликтных зон и конкуренцию между несколькими центрами силы, где первое место пытается занять Китай.

В принципе, у Казахстана есть только два плюса от полученного статуса непостоянного члена Совбеза.

Во-первых, это очередной имиджевый бонус в копилку страны, чье руководство постоянно пытается позиционировать Казахстан не как центрально-азиатское государство, а в качестве субрегионального игрока, который фонтанирует различными международными инициативами – от реформирования глобальной финансовой системы до изменения Договора о нераспространении ядерного оружия. Отсюда и наше председательствование в различных международных организациях: от ОБСЕ до Организации исламского сотрудничества. Кстати, учитывая тот факт, что внешняя политика Казахстана сильно персонифицирована, так как связана с деятельностью действующего президента, довольно трудно провести границу между имиджем страны и имиджем главы государства.

В пользу этого говорит переписка между премьер-министром РК Каримом Масимовым и министром иностранных дел РК Ерланом Идрисовым во время голосования в Генеральной ассамблее ООН, где эту «победу» обозначили как «победу шефа». И опять возникает подозрение, что различные элитные группы постоянно инициируют «подарки» такого рода, подстраиваясь под внешнеполитические амбиции руководства страны.

Во-вторых, Акорда, посредством получения статуса непостоянного члена Совбеза, может получить доступ к внутренней кухне глобальных игр с участием крупных геополитических игроков в стенах ООН. Своего рода вход за кулисы международной политики. Этот опыт полезен, если учесть тот факт, что в эти игры, рано или поздно, втянут и Казахстан, которому уже сейчас все труднее соблюдать свою многовекторность на фоне динамических и непредсказуемых геополитических изменений.

Вполне возможно, что Казахстан, будучи в Совете безопасности ООН также получит дополнительную площадку для озвучивания своих многочисленных инициатив по глобальной и региональной безопасности, которые уже были представлены как в стенах ООН, так и на многочисленных международных саммитах с участием главы государства.

Например, на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Казахстан выдвинул инициативу разработки плана «Глобальной стратегической инициативы - 2045» для устранения основных причин войн и конфликтов. Также Астана предложила созвать в 2016 Международную конференцию ООН на высшем уровне по этой теме и разработать новую глобальную программу «XXI век: мир без войны», направленную, в том числе, на снижение ядерных угроз.

 В рамках борьбы с терроризмом Казахстан недавно предлагал создать Глобальную антитеррористическую коалицию и сеть, где существовал бы единый список террористических организаций, а также использовалась бы общая терминологии в рамках борьбы с международным терроризмом.

Как видно, планов громадье. Да только есть риск того, что все это так и останется на уровне призывов, так как кризис международного права и доминирование конъюнктурных интересов в международной политике уже запустили механизм геополитического хаоса, который ведет не только к смене гегемонов, но также к изменениям правил игры.  

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить