Чем занимается НУХ «Байтерек»?

19061

Анализ годовой финансовой отчетности за 2015 показывает, что Национальный управляющий холдинг «Байтерек» имеет те же системные проблемы, что и Нацфонд и ФНБ «Самрук-Казына». Прежде всего, он делает то, чем не должен заниматься

Фото: utmagazine.ru

Напомню, что НУХ «Байтерек» (далее холдинг или «Байтерек») создан в целях оптимизации системы управления финансовыми институтами развития и прочими госкомпаниями для следующих стратегических направлений:

· поддержка устойчивого развития экономики РК посредством оказания финансовой поддержки приоритетным секторам экономики;

· поддержка малого и среднего предпринимательства;

· поддержка новых, современных отраслей экономики и развитие инноваций;

· поддержка экспортной деятельности казахстанских компаний;

· содействие решению социально-ориентированных задач государства.

Эти направления, кроме последнего, полностью соответствуют стандартной международной практике национальных институтов развития. Однако их исполнение холдингом во многом отличается от международных стандартов.

Холдинг на игле Нацфонда  

На конец 2015 зарубежное финансирование операций «Байтерека» составляло 46% от его суммарных активов. Активы холдинга в 2015 выросли на 1,1 трлн тенге до 3.5 трлн тенге. Однако если убрать эффект переоценки валютных активов и обязательств, то обнаружится, что рост «Байтерека» произошел в основном за счет дополнительных вливаний денег со стороны государства (большая часть – за счет Нацфонда). Ниже дана разбивка денег, поступивших из Нацфонда (согласно годовой отчетности за 2015).

Назначение

Сумма (млрд тенге)

 

2016 (январь-март)

Для финансирования строительства и приобретения жилья для последующей сдачи в аренду

224,5

Для финансирования экспортного и предэкспортного кредитования

15

Для финансирования строительства жилых объектов недвижимости и торгово-развлекательного центра на территории ЭКСПО-2017

15

Итого за январь-март 2016

254,5

 

2015

Для финансирования через механизм лизинга и/или займа отечественных автопроизводителей и производителей пассажирских вагонов, а также экспортного и предэкспортного кредитования

85

Для финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в обрабатывающей промышленности

50

Для финансирования новых проектов субъектов крупного предпринимательства

50

Для финансирования строительства и приобретения жилья для последующей сдачи в аренду

92,5

Для финансирования строительства жилых объектов недвижимости и торгово-развлекательного центра на территории ЭКСПО-2017

38,1

Итого за 2015

315,6

 

2014

Для финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в обрабатывающей промышленности

150

Для финансирования новых проектов субъектов крупного предпринимательства

50

Для финансирования проектов ГПИИР 2015 - 2019

50

Для финансирования строительства жилых объектов недвижимости и торгово-развлекательного центра на территории ЭКСПО-2017

23

Итого за 2014

273

Финансирование из Нацфонда пришло в виде покупки облигаций «Байтерека» по процентной ставке 0,10% годовых! Все облигации, кроме «финансирования строительства жилых объектов недвижимости и торгово-развлекательного центра на территории ЭКСПО-2017», были на срок 30 либо 40 лет. Облигации, выпущенные для финансирования ЭКСПО, были на 8 лет, однако ставка была такой же низкой.

Такое финансирование «Байтерека» со стороны государства можно смело назвать подарком. Для сравнения, в 2015 холдинг получил кредит в долларах США от Экспортно-импортного банка Китая (на сумму, эквивалентную 68 млрд тенге) по ставке 5,5% годовых.     

Помимо Нацфонда, в капитал холдинга было вложено из госбюджета 40 млрд тенге в 2015 и 45 млрд в 2014.

В течение 2015 из сумм, полученных за счет выпуска этих облигаций, холдинг выдал кредиты коммерческим банкам на сумму 212,5 млрд (в 2014 – 234,5 млрд тенге) в соответствии с целями, указанными выше. Практически все эти кредиты банки получили на срок 30 лет по ставке 2% годовых (конечная ставка для заёмщика банка – 6%). Только кредит на 15 млрд тенге для дальнейшего финансирования приобретения физическими лицами автомобилей местных производителей был по ставке 1% годовых (конечная ставка для заёмщика банка – 4%).

Остальные суммы из Нацфонда были выданы в виде кредитов непосредственно холдингом. И хотя в отчётности это не указано, однако можно с уверенностью сказать, что ставки по этим кредитам тоже были очень низкими.

Нарисованная прибыльность, или Зачем нужен этот посредник

Байтерек закончил 2015 год с прибылью в размере 49 млрд тенге (2014 – 41,6 млрд тенге). По отношению к капиталу и активам это трудно назвать очень хорошим результатом. Тем не менее, это сравнительно неплохой результат. Однако вышеуказанное финансирование со стороны государства и ряд операций холдинга с Нацбанком вызывает сомнение в том, насколько эта прибыль реально заработана.  

Как было указано выше, практически всё финансирование, полученное из Нацфонда, было целевым. То есть холдинг просто выступил агентом правительства, которое само решило, кому и на каких условиях выдавать деньги. При этом большая часть средств пошла банкам, которые взяли всю основную работу на себя, оценивая заемщиков и распределяя среди них деньги.

Такая агентская работа «Байтерека» должна дешево стоить, поскольку он – всего лишь передаточное звено и принимал минимальное участие в решении, кому и почем выдать государственные деньги. С этой точки зрения непонятно, за что «Байтерек» получает разницу в размере почти 2% годовых на очень больших деньгах из Нацфонда. В таких случаях агент должен получать просто комиссионные, которые покроют его реальные расходы и дадут определённую норму прибыли. То есть, вместо того, чтобы помогать конечным заёмщикам, «Байтерек» и правительство зачем-то искусственно завышают прибыльность холдинга.

В этом же контексте можно отметить, что в 2015 расходы на персонал холдинга в целом выросли на 12,2%, а административные расходы выросли на 17,5%. Такой рост расходов не вяжется с обещаниями председателя правления «Байтерека» по их сокращению, которые были даны главе государства в начале 2015.   

Подарки Нацбанка

При этом накручивают прибыльность «Байтерека» не только правительство, но и Нацбанк. В одной из статей я описал, как Нацбанк подливал керосина в пожар кризиса, делая очень странные долгосрочные валютно-процентные СВОП операции с коммерческими банками во второй половине 2014. Причем эти СВОП операции были крайне выгодны банкам и зеркально убыточны для Нацбанка.

Я считал, что в начале 2015 Нацбанк наконец-то понял, какую глупость совершил, поскольку прекратил совершать эти операции с БВУ. Однако я ошибался. В 2015 Нацбанк продолжал делать ту же самую глупость теперь уже с «Байтереком», поддерживая таким образом пожар кризиса. Последняя операция СВОП между Нацбанком и «Байтереком» была на сумму $273.6 млн в конце 3 квартала 2015 (см. примечание 38 к финансовой отчетности).

В 2015 на переоценке СВОП операций с Нацбанком холдинг заработал доход в размере 83,3 млрд тенге. То есть, если бы банковский регулятор не раздавал подарки, то в прошлом году у «Байтерека» вместо прибыли был бы убыток примерно на 34 млрд тенге.

Нацфонд и "Байтерек" нарушают мандаты   

В соответствии с Бюджетным кодексом, «Нацфонд не может использоваться на кредитование физических и юридических лиц». Однако составленная мной таблица наглядно показывает, что именно этим Нацфонд и занимается. То есть, через посредника в лице «Байтерека», деньги Нацфонда напрямую идут на кредитование физических и юридических лиц. При этом направления кредитования из Нацфонда вызывают очень большие сомнения.

В первую очередь удивляет, что часть денег Нацфонда была передана, в том числе, БВУ с очень низким кредитным рейтингом - от ССС- до ССС+. Рейтинг в таком диапазоне означает «существенный риск, компания в тяжелом положении». Ни один коммерческий банк не будет кредитовать заемщика с таким рейтингом.

Казкоммерцбанк – единственный в РК, имеющий такие рейтинги – в 2015 получил от холдинга в виде кредитов и долгосрочных депозитов 50 млрд тенге. Помимо этого, «Байтерек» держит облигаций этого банка на сумму 12 млрд тенге.

Также вызывает удивление финансирование Нацфондом строительства жилых объектов недвижимости и торгово-развлекательного центра на территории ЭКСПО-2017 на сумму 76 млрд тенге. Такое сомнительное кредитование имиджевого проекта никак не соответствует мандатам как Нацфонда, так и «Байтерека».

Вызывает большое сомнение и кредитование отечественных автопроизводителей и производителей пассажирских вагонов. Практически у всех независимых экспертов сложилось четкое мнение о нежизнеспособности этих направлений бизнеса в Казахстане. Однако, судя по всему, правительство полагает иначе, и в 2015 одарило эти сектора кредитами на общую сумму 70 млрд тенге.

Финансирование строительства и приобретения арендного жилья - это чисто социальный и убыточный государственный проект. Такие проекты однозначно должны идти через госбюджет. Трудно понять, почему такая большая сумма (317 млрд тенге), выделенная из Нацфонда в 2015 и 2016 на эти цели, проскочила мимо госбюджета, утверждаемого парламентом. Помимо этого, в соответствии с международной практикой, институты развития не должны финансировать убыточные социальные проекты. 

Среди убыточных социальных проектов, которые должны финансироваться через бюджет, можно упомянуть выплату компенсаций на сумму 24 млрд тенге по депозитам физических лиц в тенге, размещенным в АО «ЖССБК». Тоже непонятно, почему эти расходы берет на себя «Байтерек». То есть, с одной стороны, правительство искусственно наращивает доходы холдинга, а с другой заставляет его финансировать скрытые бюджетные расходы.

Для чего нужны институты развития?

В соответствии с международной практикой институты развития (ИР) представляют собой своеобразную интервенцию правительства на финансовый рынок, чтобы покрыть рыночные недостатки на нем. Основной смысл создания таких институтов заключается в том, чтобы профинансировать рыночные сегменты, которые не финансируются должным образом банками или рынком ценных бумаг. Обычно институты развития действуют как обычные коммерческие банки и занимают нишу, в которой цели развития всей экономики в целом преобладают над коммерческой выгодой.

Некоторые основные принципы работы ИР:

· Они должны действовать на коммерческой основе и не конкурировать, а дополнять коммерческие банки и прочие финансовые институты. Если заемщик интересен банкам в частном секторе, то ИР не должны финансировать его.

· Они должны не искажать, а способствовать развитию рыночных отношений и конкуренции на финансовом рынке, что означает отсутствие субсидирования процентных ставок и прочего субсидирования. Если правительство хочет субсидировать некоторые категории заёмщиков, то такое субсидирование должно идти из бюджета и абсолютно всем, а не избранным заемщикам в данной категории.

· ИР должны быть защищены от политического вмешательства в свою деятельность.

· Как только заемщик ИР становится интересным частным финансовым организациям, он немедленно должен быть передан в частный сектор для финансирования.

· Также как коммерческие банки, любой ИР должен быть финансово устойчивым и результативным без внешней поддержки.

Если сравнить деятельность «Байтерека» с этими принципами, то можно увидеть, что он во многом нарушает их. Прежде всего это касается кредитного портфеля. Если из кредитного портфеля холдинга убрать ипотечные кредиты ЖССБК, то в оставшемся портфеле финансирование нефтегазовой, горнодобывающей, металлургической промышленности и минеральных ресурсов занимает 69%.

Эти сектора экономики всегда были и будут привлекательными для кредитования коммерческими банками. То есть, в них «Байтерек» напрямую конкурирует с коммерческими банками. Также непонятно, зачем тратятся громадные государственные деньги на кредитование секторов экономики, которые не увеличивают диверсификацию нашей экономики.

Также важно отметить, что 49% кредитного портфеля холдинга (без учета ипотеки) выдано госкомпаниям. Здесь вообще получается замкнутый круг, в котором госкредитование маскирует неэффективность госкомпаний.

В заключение хотел бы сказать, что это не все проблемы в деятельности НУХ «Байтерек». Однако, я думаю, вышесказанное дает понять, насколько принципиальны и глубоки проблемы этого института развития. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить