Азат Перуашев: Честная политэкономия. Часть 3
Лидер партии «Ак жол», депутат мажилиса Азат Перуашев: Необходимо перевести экономику с торгово-потребительских рельсов на путь разностороннего производительного бизнеса
Окончание. См. часть 1 и часть 2.
Коррупция демотивирует бизнес и население
Ещё одним направлением в работе по стимулированию экономики я бы назвал противодействие коррупции. Уверен, что поставленное на поток вымогательство сыграло существенную роль в формировании условий для девальвации тенге, поскольку такие подходы сокращают инвестиционные возможности государства и бизнеса, сдерживают диверсификацию и развитие отраслей. Ещё в 2008, в разгар предыдущего мирового кризиса, Нурсултан Назарбаев инициировал программу индустриализации, которая была призвана изменить характер и структуру отечественной экономики. Определённые перемены действительно обозначились, появился ряд серьёзных предприятий, однако полномасштабного поворота не произошло, и наблюдаемые сегодня процессы - тому практическое подтверждение. Почему так получилось - тема для отдельного рассмотрения и работы над ошибками.
Раимбек Баталов: Семиречье может кормить весь Казахстан
В четверг, 27 августа, известный казахстанский бизнесмен, глава Raimbek Gro... →
Что касается коррупции - то посредством её происходит значительное снижение эффективности госпрограмм развития, так как до назначения доходят иные суммы, нежели выделяются из бюджета. О чём говорить, если например, в Костанае, по данным антикорруционного медиацентра, откаты за тендеры по ремонту автодорог доходили до 50% суммы контракта! Какой ремонт можно сделать за половину средств? Только такой же половинчатый.
Коррупция выступает завуалированной формой дополнительного налога на бизнес. «Откаты», «шапки» и всевозможные «благодарности» проверяющим ложатся на себестоимость производимой продукции, лишая предпринимательство всякого смысла, вынуждая бизнесменов бросать начатое дело и увольнять сотрудников. Она демотивирует людей, отвращает от инициативы и стремления предпринимать что-то самому. При сохранении её сегодняшнего уровня многие проекты и усилия бизнеса по-прежнему будут обречены на провал.
И речь не только о конвертах в служебных кабинетах. Речь об огромных откатах в закупках того же квазигосударственного сектора и госпредприятий, когда товары закупаются через офшорные зоны по завышенным в несколько раз ценам. Понятно, что разница оседает там же, - а мы потом удивляемся, почему иностранные эксперты заявляют о $140 млрд на счетах наших соотечественников в этих офшорах. А ведь эти деньги выделялись государством и должны были работать на страну.
Поэтому необходимы самые крайние и неординарные меры, включая такие, как известная идея освобождать от ответственности лицо, дающее взятку: поверьте, никто по своей воле расстаться с кровно заработанным не спешит. Зато исчезнет страх быть также привлеченным к ответственности, а именно страх сегодня препятствует жертвам вымогательств заявлять о таких фактах. В рамках круговой поруки (когда и дающий, и берущий взятку не заинтересованы в прозрачности) коррупцию невозможно победить. Нужно разорвать этот порочный круг, и это может стать важным шагом к выходу из спирали девальваций.
Затраты ради затрат
Для поддержки тех, кто всё-таки оказался на улице, не обойтись без общественных работ в рамках проектов по программе «Нурлы жол», заблаговременно инициированной Лидером нации. Не сомневаюсь, подобные меры активно прорабатываются правительством. Но, к сожалению, в отношение поддержки бизнеса некоторые ключевые подходы озвучиваются на протяжении ряда последних лет, а темпы реализации, мягко говоря, оставляют желать лучшего.
Каким должен быть социальный договор между властью и народом
На эту тему вечером в среду, 26 августа, в Алматы говорили в дискуссионном ... →
Ещё более важным в сложившихся условиях является рачительное и грамотное использование сокращающихся бюджетных средств. При обсуждении отчётов правительства и Счётного комитета об исполнении бюджета мы постоянно обращаем внимание на низкое качество бюджетного планирования и ещё более низкую бюджетную дисциплину. Не только госорганы, но и их многочисленные «дочки» в лице госпредприятий выбивают расходы на такие статьи, каких не существует в природе – например, на... возмещение амортизации неустановленного оборудования, хотя любой бухглатер знает, что амортизация изначально заложена в цене товара и не предполагает дополнительной оплаты. Есть от изобретательных товарищей и масса других «новшеств», продиктованных не государственными задачами, а скорее чьими-то неуёмными аппетитами. Складывается впчатление, что ответственные за бюджет лишь механически сводят все поступающие заявки, без анализа их обоснованности. В обосновании выделения значительных средств на увеличение уставного капитала одного из госпредприятий прямо так и было записано – «для увеличения уставного капитала», а например, не для расширения деятельности или приобретения нового оборудования. То есть затраты ради затрат. И это становится нормой.
Другой пример: по сообщениям предпринимателей, в текущем году управления строительства ряда областей объявили и провели тендеры по строительству систем водоснабжения путем бюджетного кредитования (в рамках программы «Нурлы жол»), не дожидаясь утверждения правил Миннацэкономики. А зачем им правила, когда они сами решают, кто победит?
Всё это свидетельствует о серьезных проблемах в сфере планирования бюджетных расходов и недостаточном контроле за бюджетной дисциплиной, что просто недопустимо в нынешних обстоятельствах.
Также трудно согласиться с требованием сокращения всех расходов, кроме социальных программ. Расходы, связанные со стимулированием инвестиционной активности, могут приводить к увеличению поступлений в бюджет, путём создания/сохранения налогоплательщиков и расширения налогооблагаемой базы. Поэтому важно не только уменьшать расходы бюджета, но и добиваться роста его доходов через финансирование программ, стимулирующих оживление экономики.
Есть ли плюсы для Казахстана от перехода на плавающий курс тенге?
На этот вопрос отвечает глава отдела аналитики ГК Forex Club Николай Ивченк... →
От потребительства – к производству и диверсификации
Как бы то ни было, процесс пошёл. По мере втягивания экономики в новую реальность, снятия остроты первых вызовов нужно будет подумать и о перспективе. Перед страной стоит комплексная задача переосмысления устоявшихся тенденций, проведения глубоких структурных изменений в экономике, её перевода от торгово-потребительского характера к разностороннему производительному бизнесу. Не случайно все годы независимости президент говорит о необходимости диверсификации и ухода от нефтяной зависимости. Только диверсификация и развитие собственного производства готовой продукции способны снизить зависимость экономики от импорта товаров и долларовой (рублёвой, евро, юаневой и т.д.) привязки национальной валюты. Все иные меры будут носить ограниченный и краткосрочный характер.
Кроме того, отдававшийся в последние годы приоритет экспортоориентированным предприятиям привёл к игнорированию производства товаров на внутренний рынок (прежде всего ТНП), что обусловило наплыв импорта, причём не всегда качественного и даже не всегда безопасного.
Между тем, насыщение внутреннего рынка отечественными товарами стало бы самым лучшим инструментом снижения инфляционных рисков и решения вопросов занятости, как и более равномерного перераспределения доходов в обществе.
Значение диверсификации наглядно проявилось даже на вроде бы негативном опыте российской экономики. После прошлогодней девальвации рубля местные товары выиграли в привлекательности и тысячи зарубежных клиентов, включая Казахстан, массово скупали российскую продукцию.
Причина в том, что российская экономика, при всех её недостатках, в значительной мере обеспечивает внутренний рынок собственными товарами. Таким образом, самым у неё сформировался определённый запас прочности.
Крымбек Кушербаев: Время поиска новых решений
Своё мнение о ситуации на мировых рынках, ценах на нефть, девальвации тенге... →
Конечно, в нашей ситуации бессмысленно пытаться производить всё подряд. Казахстан - не Китай и даже не Россия, наши ресурсы ограничены не только финансовыми, но и кадровыми, научными, технологическими, логистическими возможностями. Нужны понятные и обоснованные отраслевые приоритеты, причём в разумных пределах.
Однако сужать эти пределы до четырёх (цветная металлургия, производство удобрений и агрохимической продукции, нефтегазохимия и пищевая промышленность), как это сделало ответственное за диверсификацию Министерство инвестиций и развития после перехода к свободному валютному курсу, – тоже небесспорно.
Самыми болезненными для социального самочувствия населения являются именно цены на потребительские товары, а из них в этом списке остались только продукты питания. Выпали лёгкая промышленность, фармацевтика, производство мебели и бытовой техники и т.д. Но без собственного производства текстиля, одежды, обуви обеспечить стабильность цен на потребительском рынке вряд ли возможно. Кроме того, в рамках пенсионной реформы мы увеличили сроки выхода на пенсию для женщин, но тогда надо дать им работу. И именно лёгкая промышленность всегда создавала женские рабочие места. Это только один пример, где госорганам, по моему мнению, надо проработать возникающие вопросы.
Как мне думается, в целом диверсификация казахстанской экономики будет неполной и несбалансированной без таких направлений, как:
- обеспечение потребностей добывающей промышленности (прежде всего нефтегазовое и горно-металлургическое машиностроение);
- производство товаров массового потребления (продукты питания, включая сельское хозяйство и сельхозпереработку; одежда и обувь, медикаменты и средства гигиены; бытовая техника, автомобили и т.д.);
- производство оборудования и материалов широкого производственного назначения (стройматериалы и конструкции, металлопрокат, электротехническое и железнодорожное оборудование, транспортное машиностроение и т.д.);
- инновационный сектор, способный оказать влияние на технологическое развитие, закрепить за Казахстаном определённые несырьевые ниши на международных рынках.
Как бизнесу заключать контракты в условиях плавающего курса тенге
Практические рекомендации о минимизации предпринимательских рисков, связанн... →
Требует корректировки и подход к отбору поддерживаемых предприятий. Как заявило Министерство инвестиций и развития, «мы намерены поддерживать только сильные предприятия, которые в качестве партнеров имеют либо транснациональную компанию, либо казахстанские компании-чемпионы». Такой подход был бы оправдан для производителей продукции промышленного назначения. А если казахстанский производитель не имеет в партнёрах ТНК просто потому, что его товары предназначены для потребительского рынка, – ему, получается, помогать не будем? Тогда этот сегмент вымрет, а мы по-прежнему будем импортировать инфляцию в самом болезненном для населения виде.
Мне же почему-то думается, что реальную диверсификацию смогут осилить не единичные гиганты, а массовые средние предприятия с налаженным серийным производством готовых товаров. Во всяком случае, опыт прошлых лет показывает, что наличие и «корпоративных лидеров», и «национальных чемпионов» не привело к глубоким структурным изменениям в экономике и не уберегло нас от очередных девальваций.
Конечно, всё изложенное - лишь моя личная позиция. Но это наша страна, здесь жить нашим детям. И никто вместо нас самих её развивать не станет. Возможно, та «политэкономия», о которой я написал, не самая приятная. Но зато - честная.