Какие практики Казахстан может перенять у Сингапура

Республике нужен позитивный имидж, уверен работающий в Сингапуре стартапер

На написание данной статьи меня подтолкнули мысли, которые возникли с момента переезда в Сингапур: каким образом такой небольшой по размеру стране (весь город-государство расположен на территории, почти равной Алматы) удалось занять значимое место на мировой арене?

Чем больше я углублялся в этот вопрос, тем яснее видел неочевидные для многих казахстанцев признаки, которые сближают наши страны, - причем как минусы, так и плюсы. Все зависит от того, как относиться к ситуации и какие действия предпринимать.

Сингапур «на старте» был портовым городом, который в 1959 году возглавил премьер Ли Куан Ю. К 1965 году Сингапур преобразовался в независимую нацию, состоящую в основном из китайцев, малайцев и тамильцев. Общество отличалось разнообразием культурных кодов, говорило на разных языках и не имело единой национальной идентичности.

Один из тезисов, который Ли Куан Ю скандировал во время своих речей перед народом и на международных конференциях, – «Сингапур станет узнаваемым и воспринимаемым». Это стало частью национальной идеи сингапурцев на долгие годы. Веря в этот тезис, страна получила возможность обрести по-настоящему крепкую независимость и защиту от военного вмешательства со стороны сверхдержав и соседних государств, политика которых была не слишком стабильной в ХХ веке.

Каким образом решались актуальные для страны проблемы? Наиболее компетентные люди отправлялись в места, где уже была наработана практика их решения. Они впитывали чужой опыт, возвращались, привлекали иностранных партнеров для того, чтобы применить те же практики в Сингапуре таким образом, чтобы страна сама могла их применять без внешней зависимости.

Проводилась работа и с населением, в том числе обучение языкам: китайцы переучивались с диалектов на мандаринский язык (путунхуа), и все жители должны были в обязательном порядке выучить английский язык, чтобы каждый имел доступ к информации и международным рынкам. До сих пор приезжающие европейцы и американцы удивляются при виде престарелых азиатов, свободно владеющих английским. Правда, современная сингапурская молодежь уже перестает говорить на родных языках и стыдится этого.

Сингапурцы за рубежом имеют высокий статус и доверие, паспорт делит первую строку в мировом рейтинге безвизового режима с рядом других стран. Высокий уровень безопасности, образования, медицины и жизни являются тому причинами.

Кроме того, правительству и предпринимателям совместно требовалось решить, каким образом развивать страну и увеличивать ее престиж. Удачное расположение позволило развивать морской порт и создать аэропорт — региональный хаб, покрывающий ЮВА, Австралию и Новую Зеландию. Чанги многие годы возглавляет рейтинг аэропортов в мире, а сингапурские авиалинии конкурируют с катарскими за первое место по качеству сервиса. В целом позиции страны в рейтингах являются чуть ли не государственными целями.

Правительство также привлекает десятки тысяч международных корпораций для создания филиалов в регионе. С самого первого визита делегаций их окружает забота и порядок в делах. Вся эта работа проводится и по сей день: государственные меры поддержки, дружественная к предпринимателям и инвесторам юрисдикция и доступ к глобальному рынку.

За первые 30 лет независимости Сингапур смог стать лидером в этих направлениях. За вторые 30 лет статус укрепился, и страна продолжает развиваться. Смогли сингапурцы добиться этого, если бы страна оставалась «маленькой точкой на карте», никому не известной и не воспринимаемой? Вряд ли.

Как активный сторонник экспорта и пропагандист казахстанского IT-рынка за рубежом, я вижу, с какими трудностями сталкиваются наши предприниматели, и не только в IT-сфере. В частности, это отсутствие уже упомянутых узнаваемости и воспринимаемости. Практически всегда при переговорах в рамках Akhter Studios на рынках США, Европы, Юго-Восточной Азии и Японии я сталкивался с недоумением и удивлением: «Где вы находитесь на карте мира? Девятая страна по размеру? У вас образованные и талантливые разработчики?». Спустя какое-то время они признаются, что слышали про Казахстан, но только в фильме «Борат». С таким имиджем продавать интеллектуальный труд наших профессионалов приходится «вопреки», а не «благодаря». Так же происходит и в процессе привлечения инвестиций в Introdex.

Казахстан занимает одну из антилидерских позиций по знанию английского языка, мы отрезаны от глобальных источников информации и рынков. Путешествовать для нас не только долго, но и дорого. Большинство населения не бывало в дальнем зарубежье, не считая туристических локаций. При этом у нас стратегически удачное расположение между Европой и Азией, которым веками пользовались торговцы и путешественники.

Казахстанским студентам зачастую отказывают в визах в США несмотря на поступление в университеты, не говоря уже о стартаперах, которым не дают визы, хотя у них есть приглашения в ведущие американские акселераторы. Это ломает судьбы и наносит отложенный ущерб в виде упущенной выгоды нашей экономике.

Некоторые соотечественники не понимают меня, когда речь заходит о моих активностях в продвижении бренда страны и участии в таких инициативах, как руководство комитетом экспорта IT CEO Club, куда входят больше 50 собственников IT-бизнеса. Или когда я помогаю глобализовывать наше комьюнити «Forbes 30 до 30». Только недавно казахстанское комьюнити рейтинга открылось среди глобальных и региональных, что стало большим сюпризом для последних: оказывается, у Казахстана тоже есть Forbes и рейтинг «30 до 30». Меня спрашивают, зачем я трачу на это время, и советуют фокусироваться на своих личных целях и бизнесах. Но, как гражданин Казахстана, я не могу смотреть равнодушно на то, как мы упускаем наши возможности и время.

Что я бы предложил перенять у Сингапура? Я бы предложил три важные инициативы, которые могли бы перевести узнаваемость и воспринимаемость Казахстана в плане ведения бизнеса и туризма на новый уровень.

  • Изучение английского языка как приоритет. Мы очень сильно отстаем, и это нужно устранять. Дефицит преподавателей и их компетенции – известная проблема, но существуют технологии, которые позволяют это решить. Вопрос в другом – в популяризации. Молодежь и не только должны понимать, для чего им это нужно, даже если они не собираются никуда уезжать.

  • Создание поддерживаемых государством организаций, которые были бы узнаваемы за рубежом и ассоциировались с Казахстаном. Например, японский JETRO известен любому человеку, так или иначе имеющему дело с Японией, - это госорган, занимающийся поддержкой экспорта и интеграцией международных рынков в японский. В Сингапуре это Enterprise Singapore и Singapore Economic Development Board.

  • Создание Qazaq Global Network по примеру Singapore Global Network – объединения всех казахстанцев, проживающих за рубежом, а также «друзей Казахстана»: тех, кто жил, учился или работал у нас и имеет дружественное отношение к стране. Это объединение поможет казахстанским предпринимателям, студентам, релокантам открыть для себя новые возможности и освоиться в других странах при помощи соотечественников. Интеграция в новых странах – задача очень важная.

По части IT-стратегии я бы предложил на уровне государства и рынка создать не просто цели, но и приоритетные направления по индустриям и рынкам экспорта. Казахстанским вузам и студентам важно знать, кто будет востребован не только на внутреннем рынке, но и на внешних. Так, 21% IT-кадров во Вьетнаме знают японский язык, потому что со школьной скамьи понимают, на какие компании они будут работать и где будут зарабатывать.

И напоследок — немаловажное послание всем нашим соотечественникам.

Не так давно мы получили ряд возможностей, которыми нужно активно пользоваться. Запущены рейсы в Куала-Лумпур, которые связывают нас с ЮВА, Сингапуром, Австралией и Новой Зеландией, а также запланирован запуск рейсов в США и Японию. New York Times занес Алматы в список 52 лучших городов для посещения в 2024 году. Netflix снимет в мае реалити-шоу про Алматы и Кыргызстан. Все это создает отличные условия для популяризации туризма, однако отношение к Казахстану зависит от каждого из нас. Безопасность, инфраструктура, промо в соцсетях – рассказывайте о нашей стране зарубежным друзьям, скидывайте им замечательные новости.

И самое главное — давайте стремиться предоставлять наилучший опыт туристам там, где это возможно. Новости о том, что наши таксисты обманывают туристов, или то, как сингапурцев ограбили под Новый год, наносят огромнейший ущерб нашей экономике. Это недопустимо.

Я верю, что при должных усилиях мы сможем изменить восприятие нашей страны и нашего народа во всем мире. Каждый имеет влияние на эту ситуацию. И тут не стоит ждать действий только от государства – это так не работает. Мы должны быть вместе ответственны за достижение целей и делать вклад там, где способны.

Адмет Акхтер, CEO Introdex

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Ошибка в тексте