Герман Греф: Технологии уже позволяют отказаться от услуг банков

15664

В четверг, 26 мая, в Астану приехал председатель правления Сбербанка России Герман Греф. После встречи с Нурсултаном Назарбаевым он пообщался с казахстанскими журналистами

коГерман Греф.
Фото: Андрей Лунин
Герман Греф.

Герман Оскарович, расскажите, пожалуйста, чему была посвящена ваша встреча в Акорде и как она прошла, - поинтересовался обозреватель Forbes.kz.

- Состоялось первое заседание совета Международного финансового центра Астаны. Прошло оно в полном составе за исключением Джека Ма. Мы обсудили все вопросы, связанные с формированием стратегии и плана подготовки МФЦА. В целом была одобрена стратегия, и мы договорились о том, что еще нужно будет поработать над ее содержанием и, самое главное, над разъяснением этого содержания. После чего стратегия будет формально одобрена и принята.

Состоялось важное общение с президентом Республики Казахстан. Очень важен личный commitment (обязательство. – F) Нурсултана Абишевича в том, что он идею МФЦА поддерживает и будет ее продвигать. Очень важно было услышать его идеи о том, как будет проводиться трансформация инфраструктуры ЭКСПО-2017 под финансовый центр.

В конечном итоге все поддержали и посчитали: с учетом тех реформ, которые проводит Казахстан, шанс для реализации здесь финансового центра есть. Хотя задача эта непростая, долгая, но Астана, - это, может быть, одно из немногих мест на постсоветском пространстве, где эта идея реализуема.

Недавно вы совершили интересную поездку в Кремниевую долину, увидели много инновационных решений. Что-то вы уже внедряете в Сбербанке, например, банкоматы с биометрией. Какие еще инновации – как аппаратные, так и программные – нужно сегодня внедрять банкам, и смогут ли они это сделать в ближайшее время? – задал вопрос представитель журнала «Эксперт».

- Я бы сказал так: банкам нужно внедрять инновации постоянно. Точка. И чем быстрее они будут это делать, тем лучше. Потому что это сегодня – единственный способ выживания банков. Уже не идет речь о том, что мы внедрим какую-то одну инновацию, даже самую продвинутую, и дальше можно расслабиться.

По результатам поездки в Кремниевую долину я пришел к выводу: сегодня самым важным элементом успешной конкуренции является новая модель управления, которая позволяет генерировать и внедрять инновации. Если этого сделано не будет, тогда конец близко. Банков, в первую очередь. Всех банков.

Потому что банки традиционно более консервативные институты, чем целый ряд других областей бизнеса. Это обусловлено традиционностью бизнеса и сильным регулированием. И регулирование до определенного момента спасало банки от жесткой конкуренции со стороны небанковского сектора. Но сейчас эта граница все больше размывается. Новые нерегулируемые конкуренты банков все глубже проникают в банковский бизнес. Уже не только в транзакционный сегмент, но и в кредитный. Сейчас есть новые, так называемые «подрывные технологии», которые уничтожают саму основу банковского бизнеса. И защитить себя банкам в этой ситуации можно только одним способом – попытаться возглавить этот процесс. Что собственно мы и пытаемся делать, и большое количество других банков во всем мире.

Вы считаете, что банки в итоге исчезнут, или у вас более оптимистичный прогноз?

- Когда-то Билл Гейтс сказал хорошую фразу: «Банкинг будет нужен всегда, а банки – нет». Мне сейчас сложно что-то предсказывать - все-таки, речь идет о долгосрочном прогнозе.

Сохранятся ли банки, и если да, то в каком виде? К сожалению, сегодняшние технологии уже позволяют практически полностью отказаться от услуг традиционных банков. Но я думаю, все будет зависеть в том числе от скорости трансформации банков, поиска ими новых ниш. И то, что сегодня может казаться незыблемым, завтра может оказаться стертым в порошок. Мы уже видели большое количество подобного рода «чудесных превращений».

Поэтому шансы банковского сектора сохраниться в нынешнем виде я оцениваю, как нулевые. А вот в каком-то виде сохраниться, очень сильно трансформировавшись, став высокотехнологичными компаниями, оказывающими в том числе банковские услуги, – такие шансы есть.

Насколько быстро инновации распространяются в Сбербанке и как быстро они приходят в Казахстан?

- Мы планируем разрабатывать все новые технологии в нашем инновационном центре в Москве, апробировать и запускать их в России, и тут же распространять в странах нашего присутствия. В первую очередь – в Казахстане. Вообще РК для нас, наверное, самая удобная страна, потому что у нас очень похожее регулирование.

Каким видит себя Сбербанк на будущем едином финансовом рынке ЕАЭС? - задала вопрос журналист газеты «Капитал».

- Безусловно, мы видим всё меньше и меньше ограничений на пути движения капитала в ЕАЭС, хотя полная отмена границ займет еще несколько лет. Мы видим в этом большие возможности и считаем, что это – абсолютно правильная тенденция. Мы, естественно, видим себя крупнейшим игроком на этом пространстве. И считаем, что по мере дальнейшей интеграции рынка возможностей для бизнеса будет все больше и больше.

В начале 2000-х многие считали, что казахстанская банковская система – одна из лучших, если не лучшая в СНГ. Согласны ли вы с этим? И как вы оцениваете ее состояние сейчас? – вновь поступил вопрос от Forbes.kz.

- Не знаю, с кем сравнивать. Наверное, можно сказать, что она одна из лучших в СНГ, но не лучшая.

Что касается ее состояния, оно сложное. Я бы, например, не сказал, что она сильно технологична. Но сейчас мы видим очень правильные шаги со стороны вашего регулятора. Да, они вызовут болезненные реформы в банковском секторе, но в конечном итоге это приведет к очищению. Банки будут находиться в значительно более здоровой и конкурентной среде и неизбежно будут вынуждены из-за этой конкуренции становиться технологичными и экономными.

Думаю, в течение 3-5 лет казахстанская банковская система имеет все шансы стать с большим отрывом лучшей на нашем пространстве.

Казахстанская банковская система лучше российской?

- Сложно сравнивать. В российской достаточно проблем. Каждый год у нас банкротится 10% БВУ. Но и в казахстанской банковской системе есть проблемы. По объемам потерь в России, наверное, чуть-чуть получше, чем в Казахстане. По технологичности тоже, мне кажется. Но нельзя говорить, что есть большой разрыв, всем есть, куда расти.

Где вы видите возможности роста для вашего банка, учитывая экономическую ситуацию в Казахстане? – задал вопрос журналист агентства Bloomberg.

- Банк не может существовать вне экономического пространства. Мы будем там, где точки роста в экономике. А там, где будут возникать проблемы, как сейчас, мы бы хотели сокращать свой портфель. Где бы мы хотели быть? Во всех секторах, которые обеспечивают диверсификацию экономики. Мы видим себя сильно изменившимся и абсолютно цифровым банком – это наше будущее через 3-5 лет.

Как это соотносится с тем, что огромная часть населения как в Казахстане, так и в России живет на селе и плохо знакома с технологиями? – поинтересовался обозреватель Forbes.kz.

- Сегодня практически 100% населения охвачено мобильными устройствами. А там, где есть мобильный телефон, есть и банк. Пока затруднительной является проблема необходимости кэша. Но как только безналичный оборот станет абсолютной нормой, физического присутствия банкам практически не потребуется. И всю инфраструктуру, связанную с физическим оборотом денег, можно будет очень резко сократить, как и все расходы, связанные с этим.

Мы видим очень большой прогресс в этом. Раньше в России пенсионеры совершали только одну операцию по картам – снятие наличных. Сегодня они уже совершенно нормально оперируют банковскими картами и безналичными платежами.

Думаю, что Казахстан предпримет стимулирующие меры по переходу в безналичный мир, в том числе при формировании финансового центра в Астане, и в этом вопросе будет очень быстрый прогресс.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить