Коронные методы работы

6967

Ему удалось вернуть Chrysler к жизни, погасить госкредиты и начать выпуск автомобилей, которые с успехом продаются. Однако не спешите с овациями.

Одним августовским утром Серджио Маркионне пригласил на совещание 25 своих непосредственных подчиненных в Chrysler, чтобы поговорить о преемнике. Однако он не стал обсуждать ни кандидатуры, способные заменить его на посту главного исполнительного директора, ни топ-менеджеров концерна. Вместо этого он 8 часов скрупулезно выяснял, кто конкретно из сотрудников на что способен, чтобы понять, на ком, собственно, держится Chrysler, и распознать будущих лидеров.

Reuters/VOSTOCK Photo

По словам одного из участников совещания, он вел обсуждение, подстегивая и побуждая топ-менеджеров высказывать мнения о потенциале сотрудников из других отделов. Он то и дело спрашивал: «Кто знает этого человека? Насколько он перспективен? Какой дополнительный опыт ему необходим?»

В этом весь Маркионне — сосредоточенный, контролирующий и учитывающий каждую мелочь. В 2009 году, когда Chrysler был спасен от банкротства вмешательством Fiat SpA, он привлек к работе не собственных топ-менеджеров компании, а никому не известных, но талантливых и перспективных молодых турецких специалистов. И именно они помогли ему вывести концерн из кризиса. После этого один из вице-президентов назвал его правление диктатурой — но необходимой и оправданной. Маркионне заставил руководство Chrysler взглянуть на реальную ситуацию и заняться решением проблем, которые игнорировались на протяжении долгого времени — будь то неэффективно работающие заводы, избыточные производственные мощности или убыточная система премиальных и льгот. Несмотря на то что многие в Детройте относятся к нему как к заезжему конъюктурщику, воспользовавшемуся деньгами американских налогоплательщиков для покупки Chrysler за копейки, никто не ставит под сомнение его умение заставить Chrysler работать.

Reuters/VOSTOCK Photo

Компания основана в 1924 году инженером Уолтером Перси Крайслером, в том же году был выпущен первый 6-цилиндровый автомобиль марки «Крайслер». В 1955-м модельный ряд автомобилей Chrysler Imperial выделяется в отдельную линию. В 1970-м «Мицубиси Моторс» выпускает под маркой «Крайслер» малолитражные автомобили для продажи в США. В 1978 году бразды правления отделением «Крайслер» в Европе переходят к Peugeot — Citroen. В 1987 году к «Крайслеру» присоединяются Lamborghini  и AMC. В 1998-м корпорация объединяется с концерном «Даймлер — Бенц», который получает название DaimlerChrysler. В 2007-м DaimlerChrysler продал подразделение Chrysler за $7,4 млрд фонду Cerberus.

За первую половину текущего года чистая прибыль автоконцерна составила $297 млн, и это за вычетом однократной выплаты в мае суммы в $551 млн на покрытие долга правительствам США и Канады. Специалисты Chrysler предполагают, что годовая прибыль составит от $200 до 500 млн (что говорит о возможно более низких показателях во втором полугодии). По мнению Маркионне, в 2012 году результаты производственной деятельности концерна будут значительно лучше, чем в 2011-м. И хотя они кажутся мизерными в сравнении с чистой прибылью за первое полугодие General Motors ($5,7 млрд) и Ford Motor ($4,9 млрд), это несомненно, лучше, чем ситуация банкротства. Год назад доля Chrysler на рынке США была на уровне 9,4%, а во втором квартале этого года она поднялась до 10,6%.

Этому в определенной степени способствовало разрушительное землетрясение в Японии, в результате которого серьезно пострадали такие конкуренты, как Toyota. Однако не менее важную роль сыграла широкомасштабная модернизация модельного ряда Chrysler (16 новых или кардинально обновленных моделей), осуществляемая на протяжении последних двух лет. Совершенно новый Jeep Grand Cherokee — это настоящий хит продаж. Также следует отметить резкий прорыв в области маркетинга — взять хотя бы яркий и запоминающийся рекламный ролик Chrysler «Рожденные огнем» с участием Эминема, который транслировался во время игр Суперкубка по американскому футболу. Согласно оценкам г-на Маркионне, к 2014 году альянс Chrysler-Fiat будет продавать 6 млн автомобилей в мире, то есть на 67% больше, чем эти компании продают сегодня по отдельности.

Несмотря на положительную динамику, нельзя сказать, что успех закреплен и гарантирован. Вскоре Маркионне нужно будет провести переговоры о новом трудовом соглашении с профсоюзом автопромышленников, которое не должно сказаться на снижении издержек в соответствии с положениями решения суда по делам о банкротстве. Ему также нужно заняться реорганизацией совета директоров, поскольку правительства США и Канады больше не являются акционерами концерна. И еще в ближайшее время предстоит решать проблемы, связанные с тем, что согласно условиям процедуры банкротства 2009 года 40% акций Chrysler принадлежат Фонду пенсионного страхования профсоюза работников автомобильной промышленности Америки. По его словам, в настоящее время вопрос о продаже доли фонда — что позволило бы оперативно вывести его из состава концерна — не рассматривается.

Кроме того, впереди очень сложная работа по слиянию производственных операций Fiat и Chrysler без повторения ошибок губительного 10-летнего альянса между Chrysler и Daimler AG. Г-н Маркионне твердо убежден, что новая модель союза олицетворяет собой не столько слияние двух компаний, сколько мозаичную архитектуру, где при общем пользовании ресурсами сохраняется уникальная идентичность каждого из автопроизводителей. В августе в ходе отраслевого совещания он отметил: «Мы четко понимаем, что альянс Fiat — Chrysler находится в самом начале своего становления и пути. Все еще только начинается, и предстоит огромная работа».

Reuters/VOSTOCK Photo
Союз DaimlerChrysler потерпел фиаско, потому что немецкие и американские инженеры компании не доверяли друг другу

Союз DaimlerChrysler потерпел фиаско, потому что немецкие и американские инженеры компании никогда не доверяли друг другу. Маркионне обещает, что обмен и передача технологий будут осуществляться на постоянной основе без каких-либо ограничений. Он заявил репортерам, что у «Chrysler будет все, что ему нужно». В равной степени оба автопроизводителя будут пользоваться неограниченным доступом к системам и сетям сбыта продукции друг друга.

Пока альянсу удается существовать мирно, без борьбы за сферы влияния — что, собственно, и стало основной причиной гибели союза DaimlerChrysler. Иногда отчаянное положение вещей идет на пользу всем. По словам Ребекки Линдлэнд (Rebecca Lindland), аналитика автомобильной отрасли из IHS Global Insight, «ему удалось заставить две компании работать на основе сотрудничества в период, когда вся отрасль находится в состоянии хаоса».

В июле в целях содействия интеграции компаний Маркионне объявил о создании глобальной команды руководства компаниями в составе 22 менеджеров. Он назвал данную группу исполнительного совета «советом кочующих директоров». Эти топ-менеджеры осуществляют руководство текущей производственной деятельностью и принимают ключевые стратегические решения в отношении обеих компаний. За собой он оставил руководство отделениями в Северной Америке, чтобы держать под контролем Chrysler. Дэн К. Нотт (Dan C. Knott), директор по закупкам и обеспечению качества поставщиками, отмечает: «Мои комплименты не из категории “кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку”. Он действительно заслужил мое доверие и уважение. Он заставляет все и вся работать. Он обладает способностью мгновенно принимать решения, на которые раньше уходили месяцы».

Маркионне — трудоголик, он спит 3 часа в сутки и плотно сидит на эспрессо. Поощрять компетентность и знания новыми обязанностями — обычная для него практика, поэтому многие сотрудники компании занимают сразу несколько должностей. Например, Рейд Биглэнд (Reid Bigland), главный исполнительный директор Chrysler в Канаде, был недавно назначен президентом и главным исполнительным директором Dodge и отдела сбыта в США. Это значит, что он несет полную ответственность за марку Dodge, а также отвечает в США за стратегии сбыта и развитие отношений с дилерами, причем в отношении всех четырех марок — Chrysler, Dodge, Jeep и Ram. За ним также остался пост главы Chrysler в Канаде.

Маркионне привык жить и работать одновременно в нескольких культурах. Он родился в Италии, имеет двойное канадско-итальянское гражданство, а большую часть молодости провел в Торонто, где учился по специальностям философии и права. Свою степень MBA он получил в университете Виндзор в Онтарио, который находится на противоположном берегу реки Детройт, как раз напротив г. Детройта. После этого он недолгое время руководил предприятием Fiat в Новой Голландии по изготовлению оборудования для фермерских хозяйств. В настоящее время он возглавляет три компании и является главным исполнительным директором Chrysler и Fiat, а также председателем недавно созданного предприятия Fiat Industrial, которое занимается производством техники для сельского хозяйства, строительства и коммерческих перевозок.

Однако Chrysler является самым сложным направлением в его работе. Здесь он осуществляет контроль за разработкой десяти экономичных автомобилей, жизненно необходимых для уменьшения зависимости компании от крупногабаритных грузовиков и внедорожников с большим расходом топлива. По его прогнозам, к 2014 году 58% объема продаж Chrysler должно приходиться на малолитражные и средние автомобили, учитывая, что в 2009 году этот показатель был на уровне 45%.

Как минимум 7 новых моделей — скорее всего, 3 новых автомобиля Chrysler, два Dodge и два Jeep — будут базироваться на слегка удлиненной версии платформы нового спортивного компакт-кара Giuliette Alfa Romeo. У всех моделей будут высокоэффективные 4-цилиндровые двигатели Fiat. Производство первой модели — компактного седана Dodge на заводе в г. Бельведере, штат Иллинойс, — начнется в конце текущего года, а в продажу он поступит весной следующего года. По сути, это будет первое реальное испытание и проверка на прочность альянса Fiat — Chrysler.

Архив пресс-службы

В течение трех следующих лет планируется оснастить платформами Fiat более половины всех автомобилей Chrysler, продаваемых в мире. По мере развития сотрудничества компании смогут производить как минимум 1 млн автомобилей на базе трех общих платформ. В Chrysler также планируют импортировать собранные на заводах Fiat малолитражные автомобили и конкурировать с такими субкомпактами, как Honda Fit и Ford Fiesta.

В качестве главы Fiat Маркионне будет контролировать процесс продажи модели Fiat 500 в Северной Америке и возвращение на рынок модели Alfa Romeo, которое запланировано на конец 2012 года. Также придется вплотную заняться внедорожником Maserati, который будет собираться на базе платформы Grand Cherokee на заводе в Детройте.

И еще нужно обратить внимание на рынки в Азии, где он хочет (и где нужно) расширить присутствие Fiat и Chrysler, чтобы быть на равных с конкурентами. Помнится, что первоначальные попытки обоих автопроизводителей занять ниши на рынке Китая к успеху не привели. Сейчас они отчаянно стараются догнать лидеров — General Motors и Volkswagen. Маркионне отмечает: «Да, мы опоздали. Признаю это. Если говорить о приоритетности, то мы поступили беспечно». А может быть, вы были просто очень заняты?

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить