Какова роль Казахстана в Новом Шёлковом пути
И какова важность единого видения на пути к новым возможностям
Новый шёлковый путь может изменить роль Казахстана в Центральной Азии
В сентябре 2013 глава Поднебесной Си Цзиньпин представил видение Китая по вовлечению мира в воссоздание исторического Шёлкового пути в ходе выступления в Назарбаев Университете. Эта программа также известна как «Один пояс – один путь» (ОПОП) или «Инициатива «Пояс и путь». Целью является развитие более тесных экономических связей, углубление сотрудничества и расширение точек развития в евразийском регионе. Эта речь и последующие заявления официально задали предпосылки для создания расширяющейся сети железных дорог, автомобильных дорог, газопроводов и нефтепроводов, портов и городов, а также для инвестиций в современную инфраструктуру для воссоздания успешных древних маршрутов Шёлкового пути, но в соответствии со стратегией XXI века. К началу 2015 стала определяться конкретная стратегия Пекина, когда руководство Китая обрисовало план ОПОП. По странам Центральной Азии запущены земельные реформы — и Казахстан играет ключевую роль.
К 2017 году $186 млрд
К 2022 году $700 млрд
Инвестиции инициативы «Один пояс – один путь» направлены на развитие инфраструктуры трансконтинентальной торговли в Евразии. В долгосрочной перспективе значительная доля торговли между Китаем и Европой может пройти через этот маршрут, почти в два раза быстрее, чем по морю. Для бизнеса в Центральной Азии это означает бесчисленные возможности по капитализации новых торговых путей.
Инвестиции в инфраструктуру и последующие выгоды стали ключевыми факторами роста как для трансконтинентальной торговли, так и для экономики Казахстана
В Казахстане были сделаны значительные инвестиции в укрепление его позиций в качестве транзитного коридора. В том числе более $3,5 млрд в «Хоргос — Восточные ворота», сухой порт на восточной границе с Китаем. COSCO Shipping, один из крупнейших в мире поставщиков логистических услуг, и Lianyungang Port Holdings Group недавно приобрели доли в проекте, тем самым сделав его транснациональным, и предоставив казахстанской стороне возможность выиграть от огромного опыта партнёров.
Другие значительные инвестиции включают железную дорогу Шалкар-Бейнеу, Жезказган-Саксаульскую железную дорогу и Курыкский порт. В результате увеличение коридоров и пропускной способности укрепит роль Казахстана как транзитного региона. По оценкам «Самрук-Қазына», инвестиции в инфраструктуру будут ежегодно вносить вклад в экономическое развитие Казахстана на уровне 0,1%-0,2% в течение следующего десятилетия.
«Қазақстан темiр жолы» и его акционер «Самрук-Қазына» играют центральную роль в развитии Казахстана в качестве транзитного пункта Шёлкового пути
Как и большинство цепочек поставок, ОПОП сильна лишь настолько, насколько сильно её самое слабое звено. Для казахстанского национального железнодорожного оператора и его материнской компании это означает, что они будут держать одинаковый темп, продвигаясь в модернизации своей инфраструктуры и бизнес-модели, равно как и их зарубежные партнёры.
Роль КТЖ в этом должна быть сосредоточена на совершенствовании процессов для создания надежной платформы для транзита грузов через Казахстан, а «Самрук-Қазына» должна поддерживать долгосрочную цель развития мультимодальной транспортной системы, что включает значительные инвестиции в распределение электроэнергии и транспортную инфраструктуру, а также использование своего влияния для снижения регуляторных требований с целью облегчения бюрократических процессов, необходимых для транзитных перевозок через Казахстан.
Следующие важные шаги для «Қазақстан темiр жолы» и «Самрук-Қазына», чтобы капитализировать «Один пояс – один путь»
Развитие цифровой культуры «Самрук-Қазына» и КТЖ
Без этого важного шага организация рискует не соответствовать стратегии, обозначенной ОПОП, а также рискует лишиться возможности идти в ногу с развитием инвесторов, клиентов и их клиентов.
Создание цифрового присутствия и архитектуры позволит Казахстану далее развивать цели, которые он преследует со Всемирным Банком и ООН, чтобы продвинуться в списках стран для успешного ведения бизнеса.
Цифровые навыки и возможности начинаются с лидерства и людей. Скорость принятия решений и разработка продукта имеют решающее значение. Лидеры на вершине организации стремятся превзойти свои мечты, а не коллег. Цифровые лидеры берут идеи из многих источников, а не ТОЛЬКО от уважаемых экспертов. Цифровые лидеры всецело сосредоточены на данных, анализе данных и непрерывном совершенствовании процессов. Путем прототипирования цифровые лидеры дают место ошибкам для того, чтобы скорее испытать успех. Идеи значат больше, чем просто опыт, и коммуникация и прозрачность — это ключевые черты, которые позволяют всем преуспеть.
Целевые изменения для KTЖ с фокусом на инициативу «Один пояс – один путь» и клиента
ОПОП ориентирована на транспорт, цепочку поставок, логистику и управление грузовыми перевозками через успешное и прибыльное управление железной дорогой. Чем быстрее KTЖ сможет реализовать изменения в своей бизнес-модели, тем скорее она сможет извлечь выгоду из инвестиций, которые китайские и международные финансовые учреждения запланировали в Казахстане и за его пределами.
Влияние на КТЖ и ценность для Казахстана значимы во многих отношениях. Модернизация системы управления, целевой операционной модели и деятельности КТЖ также привлекут внимание экспедиторов, сторонних логистических компаний, а также центров распределения и складского хранения.
Казахстан может извлечь значительную выгоду из ОПОП, капитализируя доходы от транзита и обретая новые рынки для экспорта
Доходы от предоставления транспортных услуг
В ближайшие годы КТЖ и частные компании могут капитализировать новые существенные потоки доходов в связи с 10-кратным увеличением транзитных контейнерных перевозок. Когда бюрократические препятствия будут устранены, контейнерные транзитные поезда смогут максимально быстро и беспрепятственно проходить через территорию Казахстана.
Частные поставщики логистики внимательно следят за развитием ОПОП и увеличением возможностей Казахстана в качестве транзитного коридора. Его центральное положение в маршруте Азия — ЕС делают его идеальным местом для создания рынка для транспортных услуг, таких как прокат подвижного состава, логистические решения и перевозка грузов. Транзитные операции приносят наибольший доход на тонну за километр для KTЖ. Поэтому ожидается, что транзит станет значительным источником дохода для Казахстана, и если услуги железных дорог будут оптимизированы, а правила будут упрощены, возникнет динамичная и прибыльная отрасль внутренней логистики, как в прошлом тысячелетии, когда древние кочевые торговцы связывали Восток и Запад.
Новые экспортные рынки и избыточные грузовые мощности по маршруту Европа - Китай принесут пользу местным производственным отраслям
Торговля между ЕС и Китаем с точки зрения веса и стоимости ежегодно увеличивается. ОПОП позволит быстрее поставлять более качественные товары, такие как электроника и продукты питания премиум-класса. Поезда всё больших объёмов будут пересекать Евразию, а улучшенная инфраструктура позволит им перевозить больше контейнеров.
На территории Казахстана будет создана новая крупная торговая артерия. Улучшенная логистическая экосистема позволит казахстанским производителям продуктов питания, машин, изделий из кожи и любой другой развивающейся промышленности быстро выходить на зарубежные рынки. Активный торговый баланс Китая в ЕС означает, что многие поезда будут возвращаться из ЕС с пустыми контейнерами. Низкая контейнерная загрузка на обратном пути может позволить казахстанским производителям снижать свои затраты на перевозку, импортируя продукты в ЕС и для экспорта в Китай. Новая экосистема отраслей может расти на Новом шёлковом пути и приносить пользу народам Центральной Азии.
Спрос на грузовые перевозки растет во всем мире
На этом возможности не заканчиваются. По мере роста спроса на грузовые перевозки по всему миру появятся новые игроки, и центральное положение Казахстана будет способствовать дальнейшему укреплению его позиций в качестве транзитного узла. В частности, ожидается, что к 2050 году индийские грузовые перевозки увеличатся почти в семь раз, расширяя возможности для Казахстана.
Роль ОПОП как части глобальной торговли будет возрастать, а вместе с ней и возможность Казахстана извлечь из этого выгоду.
Казахстан отстает по ключевым показателям, которые влияют на состояние экономики, управление и успешную реализацию инициативы «Один пояс –один путь»
Чтобы максимально извлечь выгоду из ОПОП, Казахстану целесообразно использовать новые источники экономического роста и эффективности. В настоящее время уровень цифровизации в Казахстане «условный», в то время как Россия и Китай добились значительных успехов в течение последнего десятилетия. Новые реформы и применяемая передовая практика помогут сократить разрыв между Казахстаном и его партнёрами по ОПОП с точки зрения экономической эффективности, прозрачности и доступа к государственным услугам.
ОПОП предоставляет Казахстану возможность вновь стать ключевым регионом, связывающим глобальную торговлю. Когда Чжан Цянь, китайский чиновник династии Хань, основавший древний Шёлковый путь, впервые отправился в путешествие на запад, его встретили жители Центральной Азии с привлекательными товарами и серебром, пригодным для торговли. В течение пятнадцати веков эта торговая артерия росла, пока Васко да Гама не обнаружил маршрут торговли с Востоком вокруг Африки. Современные рыночные и геополитические тенденции обещают возродить древние артерии. Это самая большая возможность для роста, которая выпала Казахстану после обретения независимости. Крупнейшими заинтересованными сторонами в стране являются национальные компании, которым за предстоящие годы необходимо обеспечить свою готовность к поддержке огромных объемов транзита через страну. Они должны понимать важность Нового шёлкового пути и уделить ему такое внимание, какого он заслуживает. Это означает, что в ближайшее время необходимы значительные перемены.