Колеса будущего: как меняется глобальный рынок мобильности

24317

Самым видимым признаком перемен явилось растущее число электромобилей на улицах городов

ФОТО: © Depositphotos.com/Alex_Renisons

Прошлый год стал годом трансформации индустрии мобильности. Пожалуй, самым видимым признаком перемен явилось растущее число электромобилей на улицах городов. Другая примета времени – появление новых сервисов в области мобильности. Вдобавок к традиционному каршерингу появились сервисы по автоподписке, которые позволяют пользоваться автомобилем в течение длительного срока за абонентскую плату. В центральной части городов при этом автомобилей все меньше: на их место приходят такие средства микромобильности, как электросамокаты. Продолжают развиваться технологии беспилотного управления автомобилями и городской аэромобильности. Судя по всему, массовое внедрение этих видов транспорта не за горами.

Что касается традиционного производства автомобилей, то оно столкнулось с трудностями. Автоконцернам приходится ускоренно осваивать новые технологии; геополитическая напряженность и макроэкономическая неопределенность внесли нервозность в их операционную деятельность. Многие производители считают, что в ближайшем будущем ситуация не изменится. Напротив, возникнут новые вызовы. Какие еще тренды формируют глобальный рынок мобильности? На эти вопросы ответили эксперты консалтингового агентства McKinsey & Company.

Новинки рынка

По мнению аналитиков McKinsey, одним из источников роста рынка мобильности станет сфера микромобильности – это электровелосипеды, электросамокаты и мопеды. В последние годы эта индустрия продемонстрировала внушительный рост: с 2015-го по 2019-й совокупный объем инвестиций в отрасль составил $7 млрд. Пандемия привела к временному снижению инвестиций в микромобильность в 2020 году, однако уже в 2021-м вложения значительно выросли. По прогнозам McKinsey, индустрия продолжит расти в этом году. При этом инвесторы сосредоточатся на повышении доходности сервисов микромобильности, а значительная доля инвестиций придется на европейские города.

Один из новых сегментов рынка – так называемые сервисы мини-мобильности. Этот сегмент в основном представлен электромикрокарами, вмещающими одного или двух человек. Электромикрокары весят от 100 до 500 килограммов и развивают максимальную скорость от 25 до 90 км/ч. Они предназначены для передвижения по городу на средние расстояния. Поскольку электромикрокары появились не так давно, вопросы их массового использования, особенно законодательные, еще не урегулированы. По мнению McKinsey, если государства будут содействовать их внедрению, то к 2030 году объем рынка электромикрокаров может составить $100 млрд. Экспертам внушает оптимизм настрой потребителей. Согласно данным опроса McKinsey, проведенного в 2021 году среди 26 тыс. респондентов в восьми странах, порядка 30% потребителей готовы повседневно использовать электромикрокары.

Догнать Америку

Снижение выбросов углекислого газа, к которому стремится весь мир, способствует стабильному росту спроса на электромобили. Этот рост неравномерен в региональном разрезе. В прошлом году использование электрокаров выросло на 80% в Китае и на 40% в США. В Европе заметного прогресса во внедрении электрокаров не было: их продажи если и выросли, то незначительно. Аналитики связывают стагнацию с падением субсидий на приобретение электромобилей, ростом стоимости электроэнергии и производственных расходов.

Если перечисленные факторы не изменятся, продажи электрокаров в Европе продолжат замедляться, прогнозируют аналитики McKinsey. Автомобили с ДВС (двигатель внутреннего сгорания), кстати, тоже не пользуются прежним спросом у европейцев: их обслуживание обходится все дороже. В США электромобили становятся популярнее. Этому способствуют государственные субсидии, рост производства аккумуляторов и развитие зарядной инфраструктуры. Если государство продолжит стимулировать эту сферу, то все больше американцев будет пересаживаться на электрокары.

Европа значительно отстает от США и в развитии зарядной инфраструктуры. Даже если продажи электромобилей будут расти умеренными темпами, странам Европейского союза понадобится порядка 3,4 млн общедоступных зарядных станций к 2030 году. Это потребует колоссальных усилий от правительств, учитывая, что в 2021 году зарядных станций в ЕС насчитывалось всего 375 тыс. Развитие зарядной инфраструктуры предполагает рост производства электроэнергии. Если брать в расчет этот фактор, то рост числа зарядных станций может обойтись Европе в более чем €240 млрд до 2030 года.

Умные авто

Рынок мобильности становится все более взаимосвязан с IT-технологиями, отмечают эксперты. Автоконцерны инвестируют огромные средства в разработку программного обеспечения для автомобилей. По прогнозам McKinsey, объем глобального рынка ПО и электроники для автомобилей достигнет отметки в $462 млрд к 2030 году. Это значит, что среднегодовой рост этого рынка составит 5,5%.

При этом рынок легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей в среднем будет расти всего на 1% в год до 2030 года. Эта разница между темпами роста автомобильного ПО и производства самих авто отражает фундаментальные изменения на рынке мобильности. Государства повсеместно ограничивают использование автомобилей в больших городах и побуждают граждан к отказу от авто с ДВС; все больше людей пользуются каршерингом, автоподпиской и сервисами микромобильности. Все это на глазах меняет индустрию мобильности. Вполне возможно, к 2030 году она изменится до неузнаваемости.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить