Тот, кого не зовут, или С юмором о консалтинге

24282
Автор: Андрей Якунин

Такова наша культура: подчиненные не скажут руководству о проблемах в бизнесе - рабочее место дороже. Но стоит услышать нелестные, но объективные оценки эффективности бизнеса от постороннего человека

Ходил охотник по лесу и заблудился. Замучался бродить, сел на полянке и загрустил. Из леса выходит грибник с корзинкой полной грибов. Охотник его и спрашивает:

- Уважаемый, подскажите, где это я?

- Вы сидите на полянке, в лесу.

- Час от часу не легче. Вы, наверное, работаете в консалтинге?

- Да, а как вы узнали?

- Ну, во-первых, я вас не звал, вы появились сами. Во-вторых, всё, что вы сказали, я знал и без вас. В-третьих, я не получил никакой пользы от вашего ответа.

- А вы, скорее всего руководитель?

- А вы как догадались?

- Во-первых, вы задали вопрос, ответ на который и без меня знаете. Во-вторых, вы не спросили, куда идти. В-третьих, вы сидите и ничего не предпринимаете, а обвиняете во всём меня...

Шутка шуткой, но как известно в каждой шутке есть доля правды.

Многие люди, связанные с управлением, сталкивались лично с консалтингом. Но если в сфере крупного бизнеса это обычная практика - обращаться к консультантам, то в сфере МСБ - это скорее исключение. Почему так происходит? Отмечу несколько основных причин, без расстановки по важности.

«А зачем вы нам нужны?!»

У нас отсутствует сформировавшаяся культура работы с консалтингом. Бизнесмены зачастую не знают и не понимают, зачем им нужны консультанты. А консалтинг не блещет консолидированным продвижением своей нужности, важности. Зачастую на встречах с бизнесом приходится объяснять элементарные вещи – что такое консалтинг и зачем он нужен бизнесу.

Если выбирать между «тойотой» и работой

Относительно невысокие доходы, но высокие жизненные запросы бизнесменов не дают возможность вкладывать деньги в консалтинг. Огромная индустрия развлечений, комфорта, роскоши захватывает умы хозяев бизнеса и пытается выжать из них все до копейки. И когда перед человеком стоит выбор обновить свой внедорожник/улететь семьей на экзотические острова/сделать ремонт в квартире или же заказать консалтинговый проект, то зачастую выигрывает первая группа.

«А докажите, что вы точно консультант!»

Отсутствие единой стандартизации консалтинговых компаний со стороны государственных органов или НПП приводит к неразберихе на этом рынке. Возможно, это лишнее, но подобный шаг добавил бы доверия к этой услуге.

«Консалтинг — это распил»

Неоднократные факты использования услуги «консалтинг» для банального увода денег из компаний так же не добавляют доверия. Зачастую приходится встречать недоверие к консалтингу с первых же минут знакомства. «А-а-а, консалтинг. Значит, будут с подчиненными откаты пилить».

«Если бы это стоило в 10 раз дешевле!»

Услуги консалтинга стоят относительно не мало. Почему относительно? Смотря с чем сравнивать. В целом бизнесмен имеет возможность временно привлечь высококлассных специалистов с большим опытом работы. Наём таких людей в штат компании обойдется в разы дороже и плюс добавит массу взаимных обязательств.

«Вы не даете гарантий результата»

Обоснованная претензия. Которая в принципе решается обоюдными обязательствами сторон и привлечением консультантов непосредственно в рабочий процесс. Если заказчик гарантирует качественное выполнение всех пунктов проекта, то консультант берет на себя гарантии. Но тут зачастую и начинаются проблемы в переговорах.

В чем, с моей точки зрения, на самом деле полезен консалтинг для хозяев и руководителей малого и среднего бизнеса? Работа с консультантом позволяет переосмыслить свою работу, бизнес-процессы, компанию в целом. Практически всегда предприниматели после бизнес-аудита окрыляются идеями, получают откровения. Они начинают вспоминать множество забытых, утерянных со временем приемов, техник, ноу-хау. Происходит встряска, релонч активности собственника или директора.

Стоит услышать возможно нелестные, но максимально объективные оценки эффективности бизнеса от постороннего человека. Такова наша культура, что подчиненные скорее всего не будут говорить руководству о системных проблемах в бизнесе - рабочее место дороже. Консультанту за это и платят: изучая компанию со стороны, выявить сильные и слабые стороны компании.

Используя принцип «умный учится на чужих ошибках», консультант собирает целую коллекцию успешных и не очень кейсов. Это - отличная возможность понять, что работает у других компаний, а что приводит к провалу.

Регулярно вижу, как капитан бизнеса глубоко внутри себя является неуверенным в своих действиях человеком, ищет подтверждение или опровержение правильности выбранного курса. Работая с консультантами, которым он доверяет, человек получает поддержку, уверенность, убежденность и добивается поставленных задач.

Не нужно бояться консалтинга. Вас никто не заставит платить за бесполезные услуги. Успешные бизнесмены умело используют этот инструмент и получают максимум от работы с консалтингом.

Подтверждая свои слова о практической пользе, закончу статью анекдотом:

- Большое спасибо за обращение в нашу консалтинговую компанию! Пожалуйста, расскажите, чем мы можем вам помочь?

- Пожалуйста, отгоняйте от нас других бизнес-консультантов!

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить