Национальный генератор убытков

22594
Автор: Данияр Куаншалиев
сооснователь KS Partners

С 2009 по 2015 из Национального фонда было выделено госхолдингам около 2,9 трлн тенге, или $16,1 млрд. А сегодняшняя стоимость этих облигаций – жалкие $2,33 млрд. Получается, за 6 лет они обесценились почти на 86%

Обнаружил, что разница между оценкой активов Нацфонда министерством финансов и Нацбанком РК составляет около $10 млрд. Автор Forbes.kz Жангир Рахжанов рассказал, что причина в методологии оценки стоимости облигаций национальных компаний: ФНБ «Самрук-Казына», НУХ «Байтерек» и «КазАгро», которые приобрел фонд.

Для тех, кто не в курсе разъясню. Структура Нацфонда состоит из двух основных частей – валютной и облигационной. В 2015 портфель Нацфонда на 96,44% состоял из первой части и на 3,56% из денег, вложенных в квазигосударственные структуры. Последнее можно оценить по номинальной или справедливой стоимости.

Справедливая стоимость облигаций – это текущая стоимость бумаг, с учетом ее доходности и альтернативной ставки вознаграждения (в РК, думаю, это можно рассмотреть как среднерыночный процент депозита). При этом, учитывая, что доходность облигаций составляет 0,01% годовых, а средневзвешенная ставка депозита в РК в июле составила 11,5%, эта стоимость существенно упала.

Для простоты объясню: если ваш бизнес приносит вам в тенге, к примеру, 10% в год, а депозит дает 15%, то естественно, что вам выгоднее положить деньги в банк и спокойно сидеть, ни о чем не думая.

При этом, представьте, что огромные ресурсы Нацфонда, вместо финансирования национальных холдингов, которые дают 0,01% годовых, вы бы положили на депозит под 11,5%. Естественно, что эта «инвестиция» фактически не просто не генерирует прибыль, а даже наоборот, она генерирует убыток, который экономисты называют opportunity cost, то есть издержки упущенной выгоды.

Кроме того, очень важен срок инвестиций – чем дольше ты держишь такие бумаги, тем больше, соответственно, убыток. Если, к примеру, вы выдали 1000 тенге под 0,01% годовых на 54 года (именно такой срок погашения облигаций ФНБ, «Байтерека» и «КазАгро»), то с учетом альтернативной ставки 11,5% к 2063 году их дисконтированная стоимость будет составлять всего 2,8 тенге.

Помимо этого, процесс еще и усугубляется другим фактом. Допустим вы вложили в казахстанский бизнес $100 в начале 2015. По тому курсу получается 18 500 тенге. Через год, вы вернули свои деньги в размере 25 000 тенге. Казалось бы, весьма неплохо подзаработали. Однако, учитывая, что курс скакнул с 185 до 350, вы вернули себе только $71. Согласитесь, назвать это бизнесом тяжело.

Тоже самое с деньгами Нацфонда. Основная их часть хранится в долларах. И каждый раз, когда государство поручает купить акции «Самрук-Казыны» или другой госкомпании, эти деньги в конечном счете превращаются в тенге.

При этом, учитывая, что в Казахстане с 2009 фактически прошло три девальвации, говорить о прибыли не приходится.

В итоге и получается, что фактически, за период с 2009 по 2015 из Национального фонда было выделено госхолдингам около 2,9 трлн тенге, или $16,1 млрд (по средневзвешенному курсу). А ввиду вышеназванных факторов их сегодняшняя стоимость – жалкие $2,33 млрд. Проще говоря, эти облигации обесценились почти на 86%.

Экономисты называют уровень отрицательной доходности burn rate. В итоге получается, что эти бумаги «сожгли» $13,8 млрд за 7 лет, а годовой burn rate составляет немногим менее $2 млрд.

Возвращаясь к нашей теме, скажу, что расхождений между данными министерства финансов и Нацбанка фактически нет, есть разная методология оценки.

Как говорил Форрест Гамп, это всё, что я хотел сказать насчет войны во Вьетнаме.

P.S. Немногие знают, что полет Айдына Аимбетова в космос был оплачен РФ за счет средств Нацфонда. Выделенные на это 5,5 млрд тенге (примерно $30 млн) прошли через госпрограмму «Нурлы Жол».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить